Стили речи. 5-11 класс • теория

Определение

Стили речи – это система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Существуют разнообразные стили речи, отличающиеся друг от друга по цели, набору языковых средств и жанру:

  1. научный
  2. официально-деловой
  3. публицистический
  4. разговорный
  5. художественный

Научный стиль

Научный стиль используется при передаче научной информации и применяется как в сфере науки, так и образования. За счёт использования специальной терминологии текст научного стиля доступен не всем. Внутри научного стиля выделяется научно-популярный стиль (объяснение научной информации доступным языком более широкой аудитории). К чертам научного стиля относится:

  1. употребление специальных терминов
  2. нейтральная лексика
  3. точность и логичность изложения
  4. прямой порядок слов
  5. отсутствие эмоциональности

На XIV в. в Италии приходится раннее Возрождение (Треченто). Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культуры формулирует новые ценности – идеи гуманизма. Уникальной чертой итальянского Ренессанса является выдвижение наиболее значительных писателей именно на ранней стадии, в XIV в., называемом по-итальянски Треченто. Это были Петрарка и Боккачо. (Вл. А. Луков «Зарубежная литература от истоков до наших дней»)

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль характерен для сферы документооборота, общения граждан с должностными лицами и должностных лиц между собой. К такому стилю относятся тексты законов, заявлений, распоряжений, инструкций, договоров. Чертами официально-делового стиля являются:

  1. использование в письменной речи
  2. форма официальных документов
  3. сжатость изложения
  4. наличие речевых штампов, клише, специальной терминологии
  5. использование безличных конструкций

Уважаемый Александр Петрович!

В ответ на ваш запрос от 20.08.2020 сообщаю, что занятия на факультете повышения квалификации начнутся 15.09.2020. Вам необходимо прибыть по месту требования не позднее 13.09.2020 для оформления документов, размещения в общежитии и получения книг в библиотеке.

Публицистический стиль

Публицистический стиль характерен для средств массовой информации, рекламной и агитационной информации. Часто содержит призыв к действию или воздержание от него. Его цель – информировать аудиторию о важных общественных делах и воздействовать на её сознание. У публицистического стиля следующие признаки:

  1. помимо информации, включает отношение автора
  2. логичность изложения
  3. наличие точных фактов
  4. эмоциональная окрашенность текста
  5. разнообразие лексики
  6. употребление восклицательных и вопросительных предложений

Понятно и в общем объяснимо нередко высказываемое читательское желание счастливых финалов в произведениях. Но вот что касается прозы о войне, то я, например, каждый раз теряюсь, сталкиваясь с выражением подобных желаний. В таких случаях сам по себе возникает вопрос: что такое литература? И что такое искусство вообще? (В.В. Быков «Публицистика»)

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется для общения в неофициальной обстановке. Целью подобного общения является установление отношений, эмоциональный обмен мыслями и информацией в беседе или письмах. Разговорному стилю присущи:

  1. наличие речевой ситуации
  2. эмоциональность, выразительность лексики
  3. использование просторечий
  4. свободный отбор языковых средств
  5. употребление обращений, повторов слов, вводных конструкций, неполных предложений

– Привет! Ты уже сдала проект?

– Привет! Какой там, столько всего надо сделать перед сессией!

– Ага, вот и у меня тоже.

Художественный стиль

Художественный стиль – это стиль произведений литературы. В данном стиле важна эмоциональная насыщенность, воздействие на чувства читателя. Художественный стиль отличается следующими чертами:

  1. выразительность и образность
  2. наличие средств художественной выразительности
  3. высокая степень эмоциональности
  4. сочетание элементов других стилей

Он вступил в тёмные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

Каждый стиль характеризуется уникальностью языковых средств, целей и жанров. Но существуют языковые средства, используемые во всех стилях. Они называются стилистически нейтральными словами.

Текст: Екатерина Лохова, 4k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс