Текст как речевое произведение

теория по русскому 🐻 культура речи

Что такое текст?

Определение

Текст (от лат. «textum» – связь, соединение) – это объединённая смысловой связью последовательность языковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой.

Что такое тема текста?

Определение

Тема текста – это предмет изображения в произведении, тем в тексте может быть несколько. Тема, как правило, реализуется в заголовке текста. Содержание текста всегда шире темы.

Что такое основная мысль текста?

Определение

Основная мысль, или идея текста, – это отношение автора к теме произведения, его оценка изображаемого, тот урок, который читатель должен для себя из текста.

К основным единицам текста относятся:
  1. слова
  2. словосочетания
  3. предложения
  4. абзацы
  5. параграфы
  6. главы
  7. разделы
  8. части
  9. тома
Текст обычно делится на абзацы, включающие отдельные микротемы, законченные мысли. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений. Каждый абзац начинается с новой строки (красной строки).
Текст обладает следующими признаками:
  • делимость (текст можно разбить на предложения, абзацы, параграфы и т.д.);
  • информативность (каждое последующее предложение прибавляет что-то новое к предыдущему);
  • смысловая цельность (текст посвящён определённой теме и содержит основную мысль; к тексту, обладающему смысловой цельностью, легко подбирается заголовок);
  • композиционная стройность (в тексте можно выделить начало, основную часть и заключение);
  • речевая связность (предложения текста связаны грамматически и по смыслу; связность бывает цепной и параллельной, обеспечивается лексическими, морфологическими и синтаксическими средствами связи);
  • логическая последовательность изложения (между единицами текста наблюдается непрерывная следующая друг за другом последовательность);
  • композиционная завершённость (из текста можно понять замысел автора и сделать выводы);
  • стилистическое единство (система используемых языковых средств текста позволяет сделать вывод о его принадлежности к одному стилю).

Как рождается замысел?

Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путём сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это всё медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию – замысел. (К.Г. Паустовский)

Данную совокупность предложений действительно можно назвать текстом. Его тема заявлена в самом названии – процесс рождения замысла. Основная мысль текста заключается в том, что возникновение замысла подобно молнии. Связность текста обеспечивается за счёт повторения ключевых слов: замысел, молния, сравнение, рождение замысла. Текст правильно оформлен с графической точки зрения: он разделён на абзацы, каждый из которых начинается с красной строки. Благодаря этому можно чётко выделить начало, основную часть и конец текста. Текст можно отнести к художественному стилю.

Нужна ли человеку совесть?

Совесть человека – это его внутренний ориентир. Я считаю, что совесть – это очень полезное качество. Совесть ценилась во все времена.

На свете много бессовестных людей. Они обижают окружающих, совершают подлые поступки и даже не думают извиниться. Таких людей надо перевоспитывать. Современное поколение совершенно растеряло нравственные ценности.

Таким образом, каждый из нас должен думать о воспитании собственной личности и стремиться к самосовершенствованию.

Данный отрывок не является текстом. В нём нельзя найти ответ на вопрос, заявленный в заглавии. При внешнем соблюдении связности текста и его делении на абзацы он не обладает композиционной цельностью и логичностью. Выделить тему и основную мысль не представляется возможным, так как данному отрывку не хватает композиционной завершённости.


Татьяна Сергеевна | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 119 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *