Тема любви в комедии «Горе от ума»
В своей работе вам нужно оттолкнуться от размышлений о том, что любовную интригу можно найти в большинстве литературных произведений, в которых она играет либо не очень большую роль, либо является очень значимой, определяющей развитие событий и раскрывающей с особой силой характеры героев. Любовная тема входит в комедию «Горе от ума» в первых же явлениях, когда на сцене появляются Софья, Молчалин, Чацкий, Лиза. Напомним, что в отличие от пьес классицизма в грибоедовской комедии любовная интрига тесно переплетена и осложнена интригой общественной (социальной).
Итак, Александр Андреевич Чацкий появляется в доме Павла Афанасьевича Фамусова после трёхлетнего отсутствия. Он является ранним утром: «Чем свет уж на ногах! И я у ваших ног». Он поражён красотой Софьи и ещё более – её холодным приёмом. Пытаясь понять причину этого, Чацкий хочет узнать, есть ли у него соперник. Мысли о влюбленности Софьи в Молчалина он не допускает («Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье!»). Однако мы знаем, что именно Алексей Степанович Молчалин и есть тот человек, который выбран Софьей. Такова завязка любовного конфликта.
План сочинения
- Особенности раскрытия любовной темы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», её сложное переплетение с общественным конфликтом.
- Тема любви в судьбах героев пьесы Грибоедова:
- Чацкий и Софья: сложность их отношений; драматизм развязки;
- Софья и Молчалин: почему Софья выбрала Молчалина? Трагедия героини.
- опошливание любовной темы или её откровенная водевильность через изображение отношений персонажей: Фамусов – Лиза; Молчалин – Лиза; Софья – Скалозуб; Лиза – Петруша, Наталья Дмитриевна – Платон Михайлович Горичи.
- Почему нет счастливой любви в комедии «Горе от ума»?
Критические материалы
Мы предлагаем вам ознакомиться с интересными критическими материалами, которые помогут вам глубже понять тему, возможно, взглянуть на тему иначе, с другой стороны. Цитаты из этих материалов вы можете использовать в своей работе, если это покажется уместным и необходимым. Однако не стоит прибегать к излишнему бездумному цитированию!
М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)
Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством. Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.
Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.
Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.
Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.
Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)
Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали. Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено?
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой…
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”. Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей, которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным. Это и есть драматургия Грибоедова.
Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом».
Первый вариант сочинения
«Горе от ума» — «высокая» комедия, написанная А. С. Грибоедовым в 20-х годах 19 века. Одним из литературных направлений того времени являлся классицизм, поэтому писатель во многом придерживался его основных принципов. Однако в пьесе мы можем увидеть, например, несоблюдение единства действия, поскольку в ней тесно переплетались конфликт общественный и конфликт любовный, что сближало комедию Грибоедова с произведениями реализма.
Тема любви — одна из важнейших в комедии. Тем более что перед нами не простой классический треугольник. Завязка любовного конфликта связана с приездом Александра Андреевича Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Сюда его приводит чувство Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник. Действительно, сердце Софьи отдано тихому, бессловесному Молчалину, в котором она видела отражение черт героев любимых ею французских романов. Только Чацкий об этом не догадывается: влюблённость Софьи в Молчалина кажется ему невозможной («Молчалин прежде был так глуп!»). Так завязывается любовный конфликт, который обостряется в ходе стремительно развивающихся событий.
Почти все герои связаны любовной темой. Но поскольку жанр произведения комедийный, то она решается тоже в этом ключе, без присущей любовным отношениям романтической возвышенности чувств.
Пародией на любовь являются отношения между Софьей и Молчалиным. Заигрывания Молчалина со служанкой Лизой не имеют к любви никакого отношения. Волокитство стареющего хозяина дома Фамусов за хорошенькой служанкой дают ему возможность ощутить, что он всё-таки мужчина. Во всём мы видим фарс и карикатуру.
Настоящим драматическим любовным переживанием является только чувство главного героя Александра Чацкого к Софье Фамусовой. Лишь оно способно вызвать отклик в сердцах читателей и зрителей, тем более что оно безответно и заставляет героя мучиться от неизвестности.
На нём и следует остановиться в первую очередь, исследуя тему любви в произведении. Александр любит Софью с детства. У них общая печальная участь: и он, и она остались сиротами, потеряв в раннем возрасте матерей. Эта беда и воспитание под крышей одного дома их сблизили и сделали отношения проникновенными, тёплыми, которые переросли в первую любовь. И тогда она была взаимной.
Что изменилось за несколько лет? Автор не делает открытия из того, что не всегда любовь способна пережить разлуку. Чацкого не было три года. Он подался в Европу из-за конфликта на службе. Он, человек честный и порядочный, столкнулся с неприемлемыми вещами: взяточничеством, чинопочитанием. Герой уехал и три года спустя возвратился в уверенности, что можно ещё найти счастье и смысл жизни в семье, воспитании детей. Но его уже никто не ждёт. Софья нашла другого. Эта коллизия настолько узнаваема, правдоподобна, взята из жизни, что составляет один из лучших сюжетных ходов комедии.
Всё, чем Чацкий блистал раньше и что нравилось в нём, теперь раздражает героиню. Его острый насмешливый ум и живая яркая речь находят только одну оценку: «Не человек – змея…» Женщина не прощает, когда её оставляют на целые три года, какими бы ни были весомыми мотивы героя.
Поэтому постепенно Чацкий тоже становится смешон, потому что он самонадеян и в упоении своим красноречием и ослеплении красотой Софьи долго не замечает очевидного. У него под носом разыгрывается роман, где он третий лишний.
Этот роман Софьи и Молчалина ненастоящий, в нём нет подлинной человеческой страсти. Он спровоцирован модной сентиментальной литературой. У хозяйской дочки под подушкой всегда лежит роман о неравной любви богатой дамы к бедному, благородному, скромному молодому человеку. Такого героя она захотела увидеть в секретаре своего отца, а ему выгодно было подчиниться этой фальшивой роли и ночи напролёт играть на флейте капризной барышне.
В конце пьесы Софья со стыдом и гневом слышит, как её надуманный герой признаётся в любви служанке и сетует, что всю ночь ему придётся «делить любовь печальной нашей крали».
Таким образом, счастливого конца любовных отношений ни у одного героя не вышло. Это и не могло быть иначе. Ведь счастье в любви рождается из гармонии чувств, способности жертвовать собой ради того, кто дорог. К этому не способен ни один персонаж комедии «Горе от ума».
В силу своих жанровых особенностей пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» была названа автором комедией. Но многое в пьесе драматично и даже по-настоящему трагично, в том числе в изображении любви Чацкого к Софье Фамусовой. Пьеса заставляет нас задуматься о том, почему любовь не всегда приносит счастье. На мой взгляд, часто виной этому становятся иллюзии самих влюбленных.
Так, Чацкий — это лишний человек в обществе Софьи, ее отца Павла Афанасьевича Фамусова и других московских дворян. Герой наделен острым умом и достаточно проницателен для того, чтобы увидеть все пороки окружающего его общества: глупость, подлость, лицемерие, меркантильность, невежество и т. д. Но любовь не позволяет Александру Андреевичу увидеть, что многие из этих отрицательных качеств присущи и Софье. Он идеализирует свою избранницу так же, как и она, в свою очередь, идеализирует Молчалина, которого успела полюбить, пока Чацкий был в отъезде. И именно эти иллюзии мешают героям увидеть ситуацию со стороны.
А ситуация такова, что Софья действительно когда-то любила Чацкого. Но теперь для нее это лишь детское воспоминание. Герой не способен стать ее идеалом, несмотря на то что умен и наделен прекрасным чувством юмора. Девушка считает, что «делить со всяким можно смех».
Софье хочется романтики: долгих ночных бесед, робких нежных взглядов, невинных касаний и пылких вздохов «из глубины души». Все это дает ей Молчалин, который, впрочем, лишь притворяется «в угодность дочери такого человека». Но, пребывая в своих иллюзиях, Софья не замечает этого.
Когда же обман Молчалина раскрывается, девушка, конечно, разочаровывается, не понимая, как могла не увидеть очевидного: «Себя я, стен стыжусь…». Чацкий же, узнав, что именно Софья первая назвала его сумасшедшим, тоже недоумевает: «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!»
Именно слепота, застилающая глаза влюбленных, часто становится причиной их разочарований. Но так уж устроены люди, что, испытывая сильные чувства, обязательно возносят объект своей страсти на пьедестал. И за это нельзя упрекнуть ни Чацкого, ни Софью, потому что их любовь, в отличие от притворства Молчалина, была искренней.
Второй вариант сочинения
В классической комедии главный конфликт всегда завязывается в сфере личных отношений, любви. Грибоедов, казалось бы, выдвигает на первый план более «серьезные» проблемы: столкновение «старого и нового», фамусовской Москвы и нового человека, Чацкого. Но социально-политический конфликт тесно переплетен с любовными коллизиями.
И.А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье, глубокое чувство послужили поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.
От классицизма к реализму
В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм.
Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.
Любовный конфликт в комедии
Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия и радуется встрече с предметом своей давней любви — Софьей, но встречает с ее стороны непонятную холодность. Софья влюблена в Молчалина и не считает себя обязанной продолжать отношения с Чацким, испытывает к нему только дружеские чувства. Чацкий догадывается, что у него появился счастливый соперник, но еще не может понять, кто он. Вначале он подозревает «завидного жениха» Скалозуба и потому переносит свою неприязнь на все общество, где полковник пользуется уважением. По поводу всех вновь прибывших он отпускает колкости, и это в конце концов начинает раздражать Софью, потому что Чацкий задевает не только гостей, но и ее возлюбленного.
Наученная светской жизнью отплачивать за такие насмешки, она в случайном разговоре с господином Н пускает слух о сумасшествии Чацкого. И общество, всегда с жадностью ловящее подобного рода новости, с готовностью распространяет известие о сумасшествии Чацкого. Слухи растут, как снежный ком, а Чацкий, сам того не зная, подтверждает этот слух всеми своими поступками и особенно жарким монологом о «французике из Бордо», который произносит, не замечая, как гости с опаской покидают зал.
Развязка конфликта наступает в четвертом действии. Чацкий узнает, что избранник Софьи — Молчалин. «Муж-мальчик, муж-слуга» — это, несмотря на различие в социальном статусе, допустимо для высшего московского света, но Чацкий уже не может уважать женщину, которая выбрала себе такой предмет обожания. Чацкий предпочитает бежать, он увидел всю низость «светской черни», он потерял уважение к возлюбленной, ему незачем оставаться.
В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Грибоедов заменяет счастливый конец другим, увы, более реалистичным. Только Чацкий хранит верность романтическим идеалам любви. Прочие сделали из нее своеобразную разменную монету.
Софья, совсем еще молоденькая девушка, казалось бы, влюблена в Молчалина искренне, но такая любовь ей выгодна: она может повелевать будущим мужем, так как он ей всем обязан. Молчалин низок: он не любит Софью, но согласен изображать любовь и подчиняться ей, так как это сулит ему верную выгоду. Вместе с тем он грубовато ухаживает за горничной Лизой, которая нравится ему в отличие от Софьи, но и по отношению к ней он поступает дурно. Лиза для него — забава, он не желает принимать на себя какие бы то ни было обязательства по отношению к ней. В финале истинное лицо Молчалина открывается, но вряд ли это станет настоящим позором, как это бывает в классических комедиях. «Помирятся», — предвидя будущее, думает Чацкий. Действительно, зачем прерывать отношения, если они всем выгодны?
Любовный конфликт дублирует основную тему комедии. Нет ничего подлинного, искреннего в фамусовском обществе, где все решают деньги и социальное положение. Прислуживаться в карьере, прислуживаться в любви — это не для Чацкого. Он предпочтет покинуть мирок, где «блаженствуют молчалины». Он отказывается от какой бы то ни было борьбы не только потому, что одинок, но еще и потому, что он уже навсегда потерял Софью, а в любви доказательства своей правоты не имеют силы. Иного выхода, нежели бегство, у Чацкого не осталось. Пожалуй, «Горе от ума» — самая печальная комедия из всех, кто когда-либо были написаны.
Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независимостью. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца, проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?
Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым нормам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким и является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям. Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалована, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.
Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин готов о себе забыть ради других. Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?» Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием. Она не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.
Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.
Главный герой раскрывается перед читателем в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл. Чацкий с трудом понимает, что «распалась связь времен», прошло то время, когда он с Софьей находил общий язык и взаимопонимание. Ум Чацкого за три года возмужал, стал более зрелым, но Софью он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие страдания.
В финале комедии борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим враждебным обществом Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся не только в чувствах Софьи к нему, но и в ней как личности. Страшно то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями».
Горький опыт, разочарование и душевные раны — это то, с чем остался каждый персонаж. А.С. Грибоедов хотел показать, как люди могут ранить своих возлюбленных.
К огромному сожалению, персонажи не смогли справиться со своими проблемами, тем самым причинив боль друг другу. Любовь в «Горе от ума» трагична. Главные герои расстаются, обретя свой «мильон терзаний».
Список литературы
- Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997
- Влащенко В. Уроки по Грибоедову.// Литература.- 1999 г.
- Игнатьева А. Новый список «Горе от ума». // Вопросы литературы.- 1967 г.
- А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия». Сост. биогр. справки и примеч. А.И. Островской. М. Лайда, 1994 г.
- Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.