Функционально-смысловые типы речи • теория

Речь человека подразделяется на три функционально-смысловых типа в зависимости от цели высказывания и способа изложения содержания. Чтобы правильно определить тип речи, необходимо знать отличительные особенности каждого из трёх видов.

Описание

Описание – изображение какого-либо предмета или явления путём перечисления его характерных признаков. Выделаются три разновидности текстов описательного характера: портрет (описание внешности человека), пейзаж (описание природы) и интерьер (описание жилища человека). Характерными чертами этого типа будет наличие объекта описания, статичность, использование признаков, характеризующих объект (прилагательные и причастия).

Он выглядел добродушным и обаятельным. Всегда в чистой одежде, без единого мужского запаха, розовый и улыбчивый, как будто только что отменно поспал, бодро умылся, лихо начистил зубы и вышел из ванной к хорошим гостям: белая улыбка на большом лице. (З. Прилепин «Жилка»)

Повествование

Повествование – это связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени, сообщение о последовательности действий, следующих друг за другом. Признаками текста повествовательного характера будет определение хронологии происходящего, времени и места действия, действующего лица. В отличие от описания повествования динамично, поэтому ведущей частью речи здесь будет глагол.

В половине девятого никто не пришёл, но она твёрдо решила ждать до девяти. Скалдин никогда не опаздывал, но мало ли какие у него могли быть обстоятельства. Только без четверти девять незнакомый мужской голос вдруг окликнул её:

– Маруся! (Д.Л. Быков «Оправдание»)

Рассуждение

Рассуждение – это доказательство определённой точки зрения, логичное объяснение чего-либо. Для рассуждения характерна следующая схема: тезис (доказываемое утверждение), аргументы (доказательство точки зрения) и вывод (заключение). Рассуждение содержит анализ причинно-следственных связей между предметами и явлениями, для этого типа речи характерна абстрактная лексика, использование риторических вопросов, сложных предложений, вводных слов.

Взглянем, к примеру, на Евразию в начале первого века н. э. Западную оконечность великого евразийского континента занимала Римская империя. Что же помешало этой отлаженной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы не видим ни римлян, ни Великого шёлкового пути? Да потому, что уже в конце I – II века н.э. пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных условиях. (Л.Н. Гумилёв «От Руси до России»)

Большой по объёму текст часто бывает неоднородным по типу речи: в повествовании могут встречаться элементы описания, рассуждения на какую-либо тему. Обычно есть один главный тип речи, по отношению к которому остальные выступают вспомогательными.

Я пошёл вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Текст: Екатерина Лохова, 3.2k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы