Задания итогового собеседования
1. Чтение текста вслух
Первое задание – одно из самых простых: прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах. Однако «подводные камни» поджидают ученика уже на этом этапе: за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет.
Самым полезным за отведённое время будет чтение текста наискосок «про себя» или полушёпотом. Особое внимание стоит уделить именам собственным и числительным. Не забудьте посмотреть, как произносятся фамилия, имя, отчество того, кому посвящён текст (это написано в самом задании). Чтобы избежать необоснованных пауз перед трудными словами, рекомендуем начать читать текст в среднем темпе.
Структура текстов первого задания примерно одинакова, что позволяет продумать последующий пересказ: это повествование о личности, сыгравшей важную роль в истории России. На материалах вы имеете право делать пометки, поэтому можно также заблаговременно отметить для себя ключевые для себя слова.
2. Пересказ текста
Это задание вызывает трудности у большинства учащихся, оказавшихся наедине с черновиком после прочтения текста. Важным критерием при оценке пересказа является сохранение четырёх микротем текста и более-менее развёрнутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату.
В состоянии беспокойства вы вряд ли сможете запомнить все детали, поэтому постарайтесь сосредоточиться на следующих моментах: чем знаменит герой текста? В чём проявляется его величие? Какие черты характера помогли ему этого достичь? Каково отношение современников к нему? Есть ли в тексте жизненные факты, подтверждающие его значимость? Отмечена ли его деятельность наградами? Каково отношение к нему современников? Ответы на эти вопросы помогут вам логично выстроить свой ответ даже в стрессовой обстановке. Откажитесь от использования дат и количественных данных, если это не несёт важной смысловой нагрузки. Подумайте, в каком моменте вашего пересказа цитата будет смотреться наиболее органично (чаще всего это конец первой микротемы или финал текста).
Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.
3. Монологическое высказывание
Данное задание рассчитано на умение грамотно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Идеальный вариант – заранее определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение. Обязательно просмотрите, какие моменты необходимо упомянуть при составлении монолога (они есть в описании задания). Помните, что критерии оценивания начинают действовать с объёма в 10 предложений, поэтому позаботьтесь о шаблонных фразах, что не переживать о недоборе. Время вашего выступления – 3 минуты.
Пример описания фотографии
- Передо мной интересная фотография.
- На снимке изображён семейный отдых.
- На переднем плане мы видим героев, которые выехали на природу.
- Можно предположить, что действие происходит в тёплое время года на лесной поляне.
- Каждый член семьи одет в удобную для похода одежду.
- Заметно, что семья наслаждается отдыхом.
- Мама и дети с интересом наблюдают за папой, играющим на гитаре.
- На заднем плане видна палатка, рядом рыболовные принадлежности.
- Герои явно планируют остаться здесь с ночёвкой и получают удовольствие от происходящего.
- Эта фотография пробуждает во мне тёплые воспоминания о совместном отдыхе всей семьёй на лоне природы.
4. Ответы на вопросы
От того, какую тему вы выберете в третьем задании, зависят вопросы 4 задания от учителя-собеседника. Ответить на три вопроса и получить заветные баллы кажется даже более лёгким заданием, чем чтение. Но не забывайте: ваши ответы не должны быть односложными. Постарайтесь отвечать полными, развёрнутыми предложениями. Даже при отсутствии в вашей жизни какого-то аспекта, указанного в вопросе, постарайтесь пофантазировать на упомянутую тему или вспомнить знакомых, которых можно было бы привести в пример.
Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.