Итоговое собеседование 2021 • теория

Задания итогового собеседования

1. Чтение текста вслух

Первое задание – одно из самых простых: прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах. Однако «подводные камни» поджидают ученика уже на этом этапе: за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет.

Самым полезным за отведённое время будет чтение текста наискосок «про себя» или полушёпотом. Особое внимание стоит уделить именам собственным и числительным. Не забудьте посмотреть, как произносятся фамилия, имя, отчество того, кому посвящён текст (это написано в самом задании). Чтобы избежать необоснованных пауз перед трудными словами, рекомендуем начать читать текст в среднем темпе.

Структура текстов первого задания примерно одинакова, что позволяет продумать последующий пересказ: это повествование о личности, сыгравшей важную роль в истории России. На материалах вы имеете право делать пометки, поэтому можно также заблаговременно отметить для себя ключевые для себя слова.

2. Пересказ текста

Это задание вызывает трудности у большинства учащихся, оказавшихся наедине с черновиком после прочтения текста. Важным критерием при оценке пересказа является сохранение четырёх микротем текста и более-менее развёрнутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату.

В состоянии беспокойства вы вряд ли сможете запомнить все детали, поэтому постарайтесь сосредоточиться на следующих моментах: чем знаменит герой текста? В чём проявляется его величие? Какие черты характера помогли ему этого достичь? Каково отношение современников к нему? Есть ли в тексте жизненные факты, подтверждающие его значимость? Отмечена ли его деятельность наградами? Каково отношение к нему современников? Ответы на эти вопросы помогут вам логично выстроить свой ответ даже в стрессовой обстановке. Откажитесь от использования дат и количественных данных, если это не несёт важной смысловой нагрузки. Подумайте, в каком моменте вашего пересказа цитата будет смотреться наиболее органично (чаще всего это конец первой микротемы или финал текста).

Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.

3. Монологическое высказывание

Данное задание рассчитано на умение грамотно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Идеальный вариант – заранее определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение. Обязательно просмотрите, какие моменты необходимо упомянуть при составлении монолога (они есть в описании задания). Помните, что критерии оценивания начинают действовать с объёма в 10 предложений, поэтому позаботьтесь о шаблонных фразах, что не переживать о недоборе. Время вашего выступления – 3 минуты.

Пример описания фотографии

  1. Передо мной интересная фотография.
  2. На снимке изображён семейный отдых.
  3. На переднем плане мы видим героев, которые выехали на природу.
  4. Можно предположить, что действие происходит в тёплое время года на лесной поляне.
  5. Каждый член семьи одет в удобную для похода одежду.
  6. Заметно, что семья наслаждается отдыхом.
  7. Мама и дети с интересом наблюдают за папой, играющим на гитаре.
  8. На заднем плане видна палатка, рядом рыболовные принадлежности.
  9. Герои явно планируют остаться здесь с ночёвкой и получают удовольствие от происходящего.
  10. Эта фотография пробуждает во мне тёплые воспоминания о совместном отдыхе всей семьёй на лоне природы.

4. Ответы на вопросы

От того, какую тему вы выберете в третьем задании, зависят вопросы 4 задания от учителя-собеседника. Ответить на три вопроса и получить заветные баллы кажется даже более лёгким заданием, чем чтение. Но не забывайте: ваши ответы не должны быть односложными. Постарайтесь отвечать полными, развёрнутыми предложениями. Даже при отсутствии в вашей жизни какого-то аспекта, указанного в вопросе, постарайтесь пофантазировать на упомянутую тему или вспомнить знакомых, которых можно было бы привести в пример.

Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.

Частые вопросы

Что такое итоговое собеседование?

Итоговое собеседование представляет собой устный экзамен по русскому языку, сдача которого гарантирует девятиклассникам допуск к ОГЭ. Условия «зачёта» (оценки за собеседование не ставят) не такие пугающие: набрать 10 баллов из 20 возможных. Само испытание проходит в родных школьных стенах и длится не более 15 минут, за которые выпускнику предстоит выполнить 4 задания. Даже в случае «незачёта» у ученика будут две попытки на пересдачу в другие даты. В 2021 году собеседование пройдёт 10 февраля.

Стоит ли бояться?

Волнение – естественная эмоция во время любого экзамена. Чувство боязни усиливает видеофиксация происходящего и отсутствие других сдающих (в аудиторию приглашается только один участник). Но повторимся: экзамен не является выездным. Велика вероятность, что принимающим экзамен окажется уже знакомый вам педагог, да и само собеседование проходит сравнительно быстро. А от лишних переживаний вас избавит предварительное знакомство с не такими уж сложными заданиями.

К чему готовиться?

Экзамен включает 4 вида заданий: чтение, пересказ прочитанного текста, монологическое высказывание определённого типа речи и ответы на вопросы (в зависимости от тематики выбранного 3 задания). Каждый год находятся умельцы, с лёгкостью сдающие итоговое собеседование без подготовки и призывающие будущих выпускников к спокойствию. Экзамен действительно не составит сложности для любого, кто умеет читать и выражать свои мысли на русском языке. Тем не менее, лучше не рисковать и посмотреть демоверсию экзамена заранее.

Текст: Екатерина Лохова, 2.3k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы