Морфемный и словообразовательный разбор слова 5 класс • теория

Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, в ходе которого обозначаются все значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс).

Порядок морфемного разбора слова:

  1. Выделить окончание. Для этого нужно изменить форму слова: имена существительные, прилагательные, числительные и причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам или числам. В сложных числительных бывает два окончания – в середине слова и в конце: сем-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.
  2. Обозначить основу (всё слово без окончания).
  3. Выделить корень. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, можно даже из другой части речи. При этом важно помнить, что в корнях может быть чередование (заберу-забирать, снег-снежок) и некоторые корни являются омонимичными (носить-перенос-поднос-обноски).
  4. Обозначить аффиксы (приставки, суффиксы, постфиксы). Необходимо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Для того чтобы их различить, нужно подобрать однокоренное слово – предшественника в словообразовательной цепочке (круж-очек – круж-ок – круг).

Примеры морфемного разбора слова:

 Удивительный

  1. Окончание: -ый.
  2. Основа: удивительн.
  3. Корень: див (удивительный, удивительно, диво).
  4. Приставка: у-. Суффиксы: -и-, -тельн-.

Дощечка

  1. Окончание: -а.
  2. Основа: дощечк.
  3. Корень: дощ (чередование доска — дощечка).
  4. Суффикс: -ечк-.

Словообразовательный разбор слова – выяснение того, от какого слова оно образовано и каким способом.

Порядок словообразовательного разбора:

  1. Определить лексическое значение слова (мирить – восстанавливать согласие между враждующими сторонами);
  2. Сравнить слово с ближайшим однокоренным (мирить – мир).
  3. Выделить основы в исходном и новом словах (мир-ить – мир);
  4. Определить, что нового появилось в основе: приставка, суффикс (-ить);
  5. Определить способ образования слова (суффиксальный);

Примеры словообразовательного разбора слова:

Отговорили

  1. Отговорили – н.ф. отговорить;
  2. Отговорить, основа – отговор;
  3. Говорить – отговорить;
  4. От – словообразовательная приставка;
  5. Приставочный способ.

Подбородок

  1. Подбородок – н.ф. подбородок;
  2. Подбородок, основа – подбородок;
  3. Борода – подбородок;
  4. Под – словообразовательная приставка, ок – словообразовательный суффикс;
  5. Приставочно-суффиксальный способ.
Текст: Екатерина Лохова, 2.8k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс