Морфемный и словообразовательный разбор слова 5 класс • теория

Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, в ходе которого обозначаются все значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс).

Порядок морфемного разбора слова:

  1. Выделить окончание. Для этого нужно изменить форму слова: имена существительные, прилагательные, числительные и причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам или числам. В сложных числительных бывает два окончания – в середине слова и в конце: сем-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.
  2. Обозначить основу (всё слово без окончания).
  3. Выделить корень. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, можно даже из другой части речи. При этом важно помнить, что в корнях может быть чередование (заберу-забирать, снег-снежок) и некоторые корни являются омонимичными (носить-перенос-поднос-обноски).
  4. Обозначить аффиксы (приставки, суффиксы, постфиксы). Необходимо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Для того чтобы их различить, нужно подобрать однокоренное слово – предшественника в словообразовательной цепочке (круж-очек – круж-ок – круг).

Примеры морфемного разбора слова:

 Удивительный

  1. Окончание: -ый.
  2. Основа: удивительн.
  3. Корень: див (удивительный, удивительно, диво).
  4. Приставка: у-. Суффиксы: -и-, -тельн-.

Дощечка

  1. Окончание: -а.
  2. Основа: дощечк.
  3. Корень: дощ (чередование доска — дощечка).
  4. Суффикс: -ечк-.

Словообразовательный разбор слова – выяснение того, от какого слова оно образовано и каким способом.

Порядок словообразовательного разбора:

  1. Определить лексическое значение слова (мирить – восстанавливать согласие между враждующими сторонами);
  2. Сравнить слово с ближайшим однокоренным (мирить – мир).
  3. Выделить основы в исходном и новом словах (мир-ить – мир);
  4. Определить, что нового появилось в основе: приставка, суффикс (-ить);
  5. Определить способ образования слова (суффиксальный);

Примеры словообразовательного разбора слова:

Отговорили

  1. Отговорили – н.ф. отговорить;
  2. Отговорить, основа – отговор;
  3. Говорить – отговорить;
  4. От – словообразовательная приставка;
  5. Приставочный способ.

Подбородок

  1. Подбородок – н.ф. подбородок;
  2. Подбородок, основа – подбородок;
  3. Борода – подбородок;
  4. Под – словообразовательная приставка, ок – словообразовательный суффикс;
  5. Приставочно-суффиксальный способ.
Текст: Екатерина Лохова, 2.4k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы