НЕ с глаголами • теория

НЕ с глаголами пишется раздельно

Например:

не пишет, не любит, не говорит…

Но многие забывают, что среди глаголов встречаются исключения. Это глаголы, которые без НЕ не употребляются!

Недомогать, несдобровать, негодовать, ненавидеть, недоумевать, неволить, неистовствовать нездоровится.

Кроме этого, не забываем про приставку НЕДО, в данном случае имеем слитное написание, например:

недосыпать, недоглядеть, недоедать…

Особо следует отметить глагол недоедать. Мы пишем слитно только в значении «питаться впроголодь», то есть, например:

Во время войны народ недоедал, так как было особое экономическое положение.

Но в значении «оставил на тарелке» или «ел, но не доел«, пишем раздельно, так как в данном случае понятен термин доедать. Например:

Сын оставил на столе кашу, которую с утра не доел.

Чтобы закрепить правила, выполним следующие упражнения.


Прочитайте текст. Выпишите выделенные глаголы, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму.

Зима – самая тихая пора в лесу. В это время (не)поют птицы, (не)шелестят травы, (не)шумят деревья. Зимой (не)увидишь ежика, шуршащего листьями в поисках ягод и грибов, (не)боишься наступить на кузнечика, затянувшего свое стрекотание. Стоишь посреди леса и (не)доумеваешь: куда спрятались его обитатели? Все словно уснуло спокойным сном.

Образец рассуждения

(Не)шумят – глагол. Поэтому с НЕ пишется раздельно: не шумят; (Не)доумеваешь – глагол. Без НЕ не употребляется. Пишем слитно: недоумеваешь.

Образец выполнения

Не поют(гл.), не шелестят(гл.), не шумят(гл.), не увидишь(гл.), не живут(гл.), не боишься(гл.), недоумеваешь (гл., без НЕ не употребляется).


Выпишите из пословиц все глаголы с не. Объясните по образцу их правописание. Определите время глаголов.

Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится. Где (не)было начала, (не)будет и конца. Дело лени (не)любит. Без труда (не)проживешь. Кто поздно встает, тому хлеба (не)достает.

Образец выполнения

Не будет (гл. буд. время), не можется (гл. наст. время), не было (гл., прощ. время), нездоровится (гл., без НЕ не употребляется, наст. время), не любит (гл., наст. время), не проживешь (гл., буд. время), недостает (гл. наст. время, искл.).

Глагол «недостает» пишется слитно, так как в значении «достаточно» без НЕ не употребляется. Глагол «достает» имеет значение либо «дотягивается», либо «находит».


Замените выделенные слова или словосочетания глаголами, которые с НЕ пишутся слитно.

Мой брат стал возмущаться: «Если я не хочу учиться, зачем меня принуждать». Отец удивился. Ураган бушевал. Я чувствую себя не совсем хорошо.

Образец выполнения

Мой брат стал негодовать: «Если я не хочу учиться, зачем меня неволить». Отец недоумевал. Ураган неистовствовал. Мне нездоровится.

Текст: Екатерина Лохова, 6.3k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы