Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 класс • теория

Определение

Служебные части речи – это слова, служащие для связи слов и частей предложения либо передающие эмоциональные и смысловые оттенки.

У них нет форм, к ним нельзя задать вопросы, и они не являются членами предложения. Это неизменяемые части речи. К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.

Предлоги

Определение

Предлоги – слова, которые выражают зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

По составу предлоги могут быть простыми (за, наподобие), сложными (из-за, по-над) и составными (во время, по отношению к). По происхождению предлоги делятся на непроизводные и производные (образованные от других частей речи).

Производные предлоги — это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.

Виды производных предлогов по происхождению

1. От существительного: ввиду, вследствие, в течение, вместо, вроде,  насчёт, по мере, по поводу;

2. От наречия: возле, вокруг, около, позади, после, мимо, напротив, навстречу вопреки;

3. От деепричастия: благодаря, включая, несмотря на, спустя, исключая, начиная, не считая.

Следует отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, на которые они похожи:

Благодаря брату я избежал проблем. (предлог!)

Благодаря брата за помощь, я не смог сдержать слёз. (что делая? деепричастие!)

Непроизводные предлоги — это предлоги, которые не образованы от других частей речи. Непроизводные предлоги появились очень давно и не имеют аналогов в других частях речи.

Примеры: в, на, под, к, по, из-за, над, с, без, у, до, за, от, из, о, об, пред, при, про, через

Непроизводные предлоги могут выражать:

  • временное значение (придет в среду);
  • причинное значение ( не пойти из-за болезни);
  • объективное значение (узнать о предательстве);
  • целевое значение (приобрести для ремонта).

Типичные ошибки в употреблении предлогов в речи

Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с».

Данные предлоги используются для выражения пространственных отношений.

Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, расположение внутри чего-либо, в ограниченном пространстве.

  • Сидит в аудитории;
  • Лежит в шкафу;
  • Убрал в карман;
  • Учиться в школе.

Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.

  • Положить на верхнюю полку;
  • Спать на кровати;
  • Скакать верхом на лошади.

Также предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует: работать на поле, работать на выгоне, выращена на Алтае, отдыхали на Кавказе.

Предлоги «в»- «на», «из» — «с» образуют антонимичные пары, т.е. обладают значением противоположности. Поэтому при выборе предлогов «из» — «с», следует обратиться к их парам.

  • Поехал в Москву – вернулся из Москвы (а не с Москвы);
  • Пошел в школу – пришел из школы (а не с школы);
  • Отдыхали на море – привезли с моря (а не из моря);
  • Ехать в Крым – возвращаться из Крыма (а не с Крыма).

Употребление предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор»

Данные предлоги употребляются только с именами существительными (местоимениями) в форме дательного падежа:

  • Благодаря отзывчивости, вниманию, таланту;
  • Согласно условию, инструкции, указу, договору;
  • Вопреки предсказанию, желанию, ожиданиям;
  • Наперекор судьбе, рассудку, желаниям;

Правописание производных предлогов

Слитно Раздельно
вследствие (грозы)

насчет (работы)

вместо (пробежки)

наподобие (шара)

вроде (него)

ввиду (болезни)

напротив (парка)

вдоль (улице)

свыше (километра)

поперек (дороги)

навстречу (матери)

согласно (правилам)

вопреки (принципам)

наперекор (судьбе)

несмотря на (холод)

невзирая на (боль)

благодаря (поддержке)

спустя (год)

включая (всех)

исключая (всех)

в течение (дня)

в продолжение (вечера)

в заключение (выступления)

в виде (исключения)

в целях (улучшения)

в случае (опасности)

в силу (обстоятельств)

в связи с (ситуацией)

за счет (родителей)

по мере (поступления)

по поводу (поведения)

по причине (неудачи)

Союзы

Определение

Союзы – слова, которые соединяют однородные члены или части сложных предложений.

Союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы служат для связи однородных членов в простом предложении и простых предложений в составе сложносочиненных предложений.

Подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного предложения.

По строению союзы могут быть простыми и составными. Простые союзы состоят из одного слова (и, а, но, да), а составные — из двух и более (как …, так и, для того чтобы).

В роли подчинительных союзов могут выступать относительные местоимения и наречия, в таком случае их называют союзными словами.

Союзы Разряд Примеры
сочинительные соединительные и, да=и, также, тоже, не только …, но и
противительные а, но, да=но, зато, однако
разделительные или, либо, ни …, ни , то ли …, то ли, не то …, не то
подчинительные изъяснительные что, чтобы, как, будто
определительные который, какой, где
временные когда, лишь, едва, пока, как только
целевые чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
причинные потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того
условные если, раз, если бы, ежели, когда
уступительные хотя, несмотря на то что, как ни, сколько ни
сравнительные как, как будто, словно, точно
следствия так что вследствие чего

Частицы

Определение

Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов.

 По составу частицы делятся на простые (даже, только), сложные (всё-таки, просто-напросто) и составные (хоть бы, того и жди). По значению и функциям частицы подразделяются на две группы – смысловые (выражают оттенки значения) и формообразующие (для образования форм слова), внутри которых выделяются отдельные разряды.

Формообразующие частицы для условного наклонения глаголов: бы, б
для повелительного наклонения глаголов: пусть, да, давай, пускай
Смысловые частицы отрицательные: не, ни
усилительные: даже, аж, уже, ещё, ведь, всё-таки
утвердительные: да, так, точно, ага
вопросительные: разве, неужели, ли, ну как, а что
восклицательные: что за, как, ну и
для выражения сомнения: вряд ли, едва ли
для выражения уточнения: именно, точно, как раз, хоть бы
выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, хоть
указательные: вот, вон, а вон, это
для выражения смягчения: -ка

Частицы следует отличать от омонимичных частей речи:

  1. Мал золотник, да дорог. (да – союз, служит для связи однородных сказуемых)
  2. Да будет свет! (да – усилительная частица)
  3. Давай приготовим что-нибудь вместе! (давай – частица, служит для образования повелительного наклонения)
  4. Давай деньги и уходи отсюда! (давай – глагол в повелительном наклонении)
Текст: Екатерина Лохова, 21.4k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс