Способы передачи чужой речи и знаки препинания при них • теория

В зависимости от способа передачи в русском языке различают следующие разновидности чужой речи:

  1. прямая
  2. косвенная
  3. несобственно-прямая
  4. диалог
  5. цитирование

Прямая речь

Определение

Прямая речь – это форма передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и др. Прямая речь (сокращённое обозначение «П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В произведениях художественной литературы она часто используется как средство характеристики героев.

Примеры: «Славная погода завтра будет», – заметил я, глядя на светлое небо. (И.С. Тургенев); Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти. (А.С. Пушкин)

Косвенная речь

Определение

Косвенная речь – это чужая речь, которая вводится автором в повествование в форме придаточного предложения. Она не передаёт речь говорящего дословно, отражая её приблизительно. Слова автора находятся в главной части, чужая речь – в придаточной. В таких случаях главная часть стоит всегда перед придаточной, слова автора сопровождаются глаголами, обозначающими речевую деятельность (сказать, говорить, произнести, заявить, рассказывать, ответить и др.). С помощью подчинительных союзов и союзных слов прямая речь легко переделывается в косвенную.

Пример: Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними. (В.П. Астафьев) (В виде прямой речи – Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне: «Левонтьевские детишки собираются на увал по землянику, сходи с ними»)

Несобственно-прямая речь

Определение

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоциональное своеобразие, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. В подобных случаях мысли и чувства героя сливаются с авторскими.

Пример: Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далёком Дунае! (Л.Н. Толстой)

Диалог

Определение

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, который используется в случае необходимости передать несколько реплик собеседников. При диалоге каждая реплика записывается с красной строки, перед ней ставится тире, слова автора часто отсутствуют.

Пример:

– Ты видел? – сказал он, крепко пожимая мне руку, – это просто ангел!

– Отчего? – спросил я с видом чистейшего простодушия.

– Разве ты не видал?

– Нет, видел: она подняла твой стакан … (М.Ю. Лермонтов)

Определение

Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Цитирование

Определение

Цитирование – это дословное воспроизведение фраз из высказываний или сочинений кого-либо при пояснении или аргументации собственного мнения.

Пример: Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»


Пунктуация в предложениях с прямой речью, диалогом и цитированием

Если косвенная речь и несобственно-прямая речь подчиняются правилам обычных простых и сложных предложений, то при работе с прямой речью, диалогом или цитированием следует помнить о знаках препинания.

Правило №1

Прямая речь всегда заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, между ними ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы.

Схемы: А: «П». А: «П!» А: «П?»

Пример: Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со слова: «Вы очень мало взяли». (Н.В. Гоголь)

Правило №2

Если прямая речь идёт перед словами автора, они разделяются тире. Если в конце прямой речи не стоит восклицательный или вопросительный знак, мы ставим сначала запятую, а потом тире.

Схемы: «П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

Пример: «Вы кто такой будете, гражданин?» – испуганно спросил Никанор Иванович. «А вы поройтесь у себя в портфеле, Никанор Иванович», – сладко предложил Коровьев. (М.А. Булгаков)

Правило №3

Если прямая речь прерывает слова автора и снова продолжается, в кавычки ставится всё предложение. Между словами автора и частями прямой речи ставится запятая и тире при отсутствии других знаков.

Схемы: «П, – а, – п». «П, – а. – п». «П! – а. – п». «П? – а. – п».

Пример: «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо» (Б.Ш. Окуджава)

Пунктуация в диалоге

При оформлении диалога действуют те же правила, что и при прямой речи, исключая кавычки. Каждая реплика оформляется с новой строки, перед ней ставится тире.

Пример:

– Я и не возлюбленная, – пробормотала она.

– Так кто же ты?

– Не половинка и не целое. Так… фрагмент…

– А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. (Э.М. Ремарк)

При цитировании цитата или её часть закавычивается и может быть оформлена как:

  1. прямая речь: Пастернак писал: «Быть знаменитым некрасиво»;
  2. косвенная речь: Пастернак считал, что «быть знаменитым некрасиво»;
  3. предложение с вводными словами и словосочетаниями: По мнению Б.Л. Пастернака, «быть знаменитым некрасиво»;
  4. отдельные слова и словосочетания: Осень в восприятии Пушкина – лучшее время года, чья «прощальная краса» вдохновляет на творчество.
Важно!

Цитаты из стихотворений не пишутся в кавычках, если соблюдаются стихотворные строки.

Пример:

В стихотворениях М.Ю. Лермонтова общение с природой даёт человеку ощущение гармонии:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Текст: Екатерина Лохова, 5.6k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы