Текст как речевое произведение • теория

Что такое текст?

Определение

Текст (от лат. «textum» – связь, соединение) – это объединённая смысловой связью последовательность языковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой.

Что такое тема текста?

Определение

Тема текста – это предмет изображения в произведении, тем в тексте может быть несколько. Тема, как правило, реализуется в заголовке текста. Содержание текста всегда шире темы.

Что такое основная мысль текста?

Определение

Основная мысль, или идея текста, – это отношение автора к теме произведения, его оценка изображаемого, тот урок, который читатель должен для себя из текста.

К основным единицам текста относятся:

  1. слова
  2. словосочетания
  3. предложения
  4. абзацы
  5. параграфы
  6. главы
  7. разделы
  8. части
  9. тома
Текст обычно делится на абзацы, включающие отдельные микротемы, законченные мысли. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений. Каждый абзац начинается с новой строки (красной строки).

Текст обладает следующими признаками:

  • делимость (текст можно разбить на предложения, абзацы, параграфы и т.д.);
  • информативность (каждое последующее предложение прибавляет что-то новое к предыдущему);
  • смысловая цельность (текст посвящён определённой теме и содержит основную мысль; к тексту, обладающему смысловой цельностью, легко подбирается заголовок);
  • композиционная стройность (в тексте можно выделить начало, основную часть и заключение);
  • речевая связность (предложения текста связаны грамматически и по смыслу; связность бывает цепной и параллельной, обеспечивается лексическими, морфологическими и синтаксическими средствами связи);
  • логическая последовательность изложения (между единицами текста наблюдается непрерывная следующая друг за другом последовательность);
  • композиционная завершённость (из текста можно понять замысел автора и сделать выводы);
  • стилистическое единство (система используемых языковых средств текста позволяет сделать вывод о его принадлежности к одному стилю).

Как рождается замысел?

Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путём сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это всё медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию – замысел. (К.Г. Паустовский)

Данную совокупность предложений действительно можно назвать текстом. Его тема заявлена в самом названии – процесс рождения замысла. Основная мысль текста заключается в том, что возникновение замысла подобно молнии. Связность текста обеспечивается за счёт повторения ключевых слов: замысел, молния, сравнение, рождение замысла. Текст правильно оформлен с графической точки зрения: он разделён на абзацы, каждый из которых начинается с красной строки. Благодаря этому можно чётко выделить начало, основную часть и конец текста. Текст можно отнести к художественному стилю.

Нужна ли человеку совесть?

Совесть человека – это его внутренний ориентир. Я считаю, что совесть – это очень полезное качество. Совесть ценилась во все времена.

На свете много бессовестных людей. Они обижают окружающих, совершают подлые поступки и даже не думают извиниться. Таких людей надо перевоспитывать. Современное поколение совершенно растеряло нравственные ценности.

Таким образом, каждый из нас должен думать о воспитании собственной личности и стремиться к самосовершенствованию.

Данный отрывок не является текстом. В нём нельзя найти ответ на вопрос, заявленный в заглавии. При внешнем соблюдении связности текста и его делении на абзацы он не обладает композиционной цельностью и логичностью. Выделить тему и основную мысль не представляется возможным, так как данному отрывку не хватает композиционной завершённости.

Текст: Екатерина Лохова, 4k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы