Знаки препинания при обособленных членах предложения 8 класс • теория

В зависимости от местоположения, принадлежности к той или иной части речи второстепенные члены могут обосабливаться (отделяться запятыми или другими знаками препинания) или не обосабливаться.

Запятые в обособленных определениях

Выделяются запятыми Не выделяются запятыми
  1. Распространённые определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова: Горы, окружающие селение, были высокие и крутые (Л.Н. Толстой) Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле (К.Г. Паустовский)
  2. Распространённые определения, выраженные одиночным причастием, причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами и содержащие причину того, о чём говорится в предложении: Хорошо знавший город, гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна (М.А. Булгаков)
  3. Два или больше одиночных определения, стоящие после определяемого слова: Распахиваю в ночь, чёрную, звёздную, соррентийскую, створку окна (А.И. Цветаева)
  4. Одиночное или распространённое определение, оторванное от определяемого слова: Полное огня и таинств, вспыхивало со всех сторон небо (И.А. Бунин)
  5. Определение, относящееся к личному местоимению: Он размышлял, исполненный печали (Н.А. Заболоцкий)
  1. Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, не содержащий причину и не относящийся к личному местоимению: У медленно тающих ледничков скоро начнут оживать и цвести растения (И.С. Соколов-Микитов)
  2. Распространённое определение, относящееся к неопределённому местоимению и стоящее за ним: Чёрная обезьяна в перьях оглушительно орёт что-то похожее на слова бабушки (М. Горький)

Дефис, тире и запятые в обособленных приложениях

Правило

Одиночные приложения, относящиеся к нарицательному существительному, отделяются от него дефисом: город-герой, девочка-подросток, Москва-река. В некоторых случаях приложения могут обосабливаться запятыми или тире.

Выделяются запятыми Ставится тире
  1. Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы (И.А. Крылов)
  2. Приложения, относящиеся к личному местоимению: Я, человек гуманистических взглядов, не могу закрыть глаза на то, что происходит в этом учреждении.
  3. Одиночные приложения, относящиеся к нарицательному существительному с зависимыми словами: Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Горький)
  4. Приложения, относящиеся к существительному-имени собственному и стоящие после него: Дед Архип, помощник Тихона Петровича, копал в углу грядки (К.Г. Паустовский)
  5. Приложения, являющиеся именем собственным, если перед ними можно поставить а именно, то есть: Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе (А.С. Пушкин)
  6. Приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени, по фамилии: Я знаю, что заводское хозяйство запущено, в чём и не обвиняю своего предшественника, как человека, не получившего специального образования (Д.Н. Мамин-Сибиряк).
  1. Перед одиночными и распространёнными приложениями, стоящими в конце предложения: На платане, раскинув острые крылья, сидит коршун – большая птица с горбатым клювом (В.А. Солоухин)
  2. С двух сторон у приложений, стоящих после определяемого слова и носящих характер пояснения: Лёгкие судороги – признак сильного чувства – пробежали по его широким губам (И.С. Тургенев)
  3. Перед приложением, относящимся только к одному из однородных членов: В оранжерее разводились магнолии, камелии – цветы Японии, орхидеи и цикламены.

Запятая при обособленном дополнении

Правило

Среди дополнений обосабливаются только обороты, выраженные существительными с предлогами кроме, за исключением, помимо, вместо, исключая, имеющими ограничительное или расширительное значение: 5-го декабря, кроме семейства Безуховых, у Ростовых гостил ещё старый друг Николая, отставной генерал Василий Фёдорович Денисов (Л.Н. Толстой)

Запятая при обособленном обстоятельстве

Обосабливаются Не обосабливаются
  1. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней (М.А. Булгаков)
  2. Обстоятельства места и времени, выраженные наречиями и существительными и поясняющие другие обстоятельства места и времени: Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот (А.П. Чехов)
  3. Обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не считая, вопреки, уточняющие или ограничивающие смысл определяемых слов: Князь Шеин, несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами (А.И. Куприн)
  1. Одиночные деепричастия, близкие к наречиям, не обозначающие добавочного действия: Старик Осип рассказывал не спеша про то, как жили до воли (А.П. Чехов)
  2. Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, являющимся фразеологизмом: Мавруша продолжала «праздновать» и даже хлебы начала печь спустя рукава (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Запятая перед союзом КАК

Запятая ставится Запятая не ставится
1. Сравнительный оборот: Щенок, как самый смелый зверь, лаял и защищал детей. 1. Перед сравнительным оборотом стоит НЕ или слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ИМЕННО, ПРОСТО, ВРОДЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ: Она спела почти как в прошлый раз.
2. В сложноподчиненном предложении: Я смотрела, как улыбается мама. 2. Оборот в составе сказуемого: Она держится как хозяйка.
3. Вводные сочетания (как правило, как обычно, как всегда, как исключение, как нарочно, как следствие): По дороге, как всегда, мы купили кофе. 3. Оборот выступает в роли обстоятельства действия (можно заменить союз КАК наречием или существительным в Тв.п): Тропинка извивалась как змея (по-змеиному – наречие, змеей – сущ. в Тв.п).
4. После КАК следует И: Животные, как и люди, бывают одинокими. 4. Оборот входит в состав фразеологизма: Во время ужина она сидела как на иголках.
5. В предложении есть указательные слова (так, такой, тот, столь): В мире нет больше таких поэтов, как Пушкин. 5. Союз КАК стоит между подлежащим и сказуемым (можно заменить тире): Озеро как зеркало.
6. КАК является частью составного союза (так как, как … так и): Данная тема затронута как в литературе, так и в истории.
7. КАК является частью оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше и т.д.: С тех пор как он уехал прошло уже много времени.

 

Текст: Екатерина Лохова, 3.1k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс