Прямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 класс • теория

Речь — это способность выражать свои мысли, передавать их словами. Речь бывает устной и письменной.

Устная речь — это любая звучащая речь, способность человека говорить и слушать.

Устная речь является первичной, потому что может существовать без письменной речи, а письменная без устной — нет. Некоторые языки только недавно обрели письменную форму.

Письменная речь — графически зафиксированная речь (записанная или напечатанная), способность человека писать и читать.

Письменная речь является вторичной, она может быть заранее обдумана и исправлена.

Основные различия устной и письменной речи

  • Письменная речь постоянная, а устная — переходящая, переменчивая;
  • Устная речь более гибкая, чем письменная;
  • Письменная речь более постоянная, чем устная;
  • Текст устного выступления часто создается в момент говорения, в присутствии слушателя, а письменный текст может быть подготовлен заранее, в отсутствие читателя;
  • Письменный текст можно перечитать снова, а устную речь необходимо запомнить сразу;
  • Письменная речь позволяет использование более сложных грамматических конструкций, чем в устной речи;
  • Устная речь является более эмоциональной и позволяет передать чувства при помощи интонации и тембра голоса;
  • Устная речь является традиционной и общепринятой, а письменная речь обеспечивает автору больше свободы в рассуждениях;
  • Устная речь имеет склонность к повторениям, неполным предложениям, поправкам и паузам;
  • Некоторые грамматические конструкции используются только в письменной речи, также как и некоторая лексика (термины, формулы и др.);
  • Записанный текст может передавать информацию через время и пространство;

Прямая речь – способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма остаются в начальном виде. Прямая речь всегда выделяется кавычками, и первое слово пишется с большой буквы. Сопутствующие слова автора поясняют, кому именно принадлежит прямая речь.

Монолог — это речь действующего лица, обращенная к слушателям или самому себе, и не предполагающая непосредственного отклика. В основном используется в художественной литературе.

Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами.

Реплика — это высказывание говорящего в диалоге.

Виды диалога:

  • Беседа – вид диалога, направленный на обмен информацией в ходе общения;
  • Побуждение – вид диалога, в котором один собеседник призывает другого к какому-либо действию;
  • Расспрос – вид диалога, в котором один собеседник владеет большей информацией, а второй – пытается ее получить;
  • Обмен мнениями – вид диалога, в котором каждый из собеседников высказывает свою точку зрения;
  • Обсуждение – вид диалога, во время которого происходит разбор и оценка рассматриваемой проблемы в ходе общения;
  • Спор – вид диалога, который характеризуется столкновением точек зрения собеседников;
  • Интервью – вид диалога, в котором один из собеседников задает вопросы с целью получения необходимой информации.

Цитирование – это прямое использование текста из какого-либо источника. Цитата обязательно должна быть выделена в тексте и оформлена как цитата. Нельзя изменять цитату, она должна в точности соответствовать источнику.

При оформлении прямой речи, диалога и цитирования на письме следует внимательно отнестись к знакам препинания.

Пунктуация в прямой речи

В схемах предложений с прямой речью используются следующие условные обозначения: А, а – слова автора; П, п – прямая речь. Прямая речь всегда заключается в кавычки.

Правило №1

А: «П».             А: «П!»             А: «П?»

Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится двоеточие, затем в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. В зависимости от типа предложения в конце может ставится точка (ставится за кавычками), восклицательный или вопросительный знак (ставится внутри кавычек).

Примеры: Николай Иваныч, который когда-то в казённой палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно» (А.П. Чехов); А председатель приговаривал: «А я его по усам! А я её по усам!» (Н.В. Гоголь); Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идёт?» (М.Ю. Лермонтов)

Правило №2

«П», – а.             «П!» – а.                  «П?» – а.

Если прямая речь идёт перед словами автора, они разделяются тире. Если в конце прямой речи не стоит восклицательный или вопросительный знак (ставится внутри кавычек), мы ставим сначала запятую (за кавычками), а потом тире.

Примеры: «Немец», – подумал Берлиоз (М.А. Булгаков); «Как он может это говорить!» – думал Пьер (Л.Н. Толстой); «Что же сделалось, однако, с помещиком?» – спросят меня читатели (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Правило №3

А: «П» – а.                 А: «П», а

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после неё или запятая, или тире в зависимости от контекста.

Примеры:  Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л.Н. Толстой); Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Н.С. Лесков)

Правило №4

«П, – а, – п».                «П, – а. – п».               «П! – а. – п».                «П? – а. – п».

Если прямая речь прерывает слова автора и снова продолжается, в кавычки ставится всё предложение. Между словами автора и частями прямой речи ставится запятая и тире при отсутствии других знаков.

Примеры: «Батюшка Пётр Андреич, – произнёс он дрожащим голосом, – не умори меня с печали» (А.С. Пушкин); «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе. – Действительность мне враждебна» (М. Горький)

Пунктуация в диалоге

Правило

При оформлении диалога действуют те же правила, что и при прямой речи, исключая кавычки. Каждая реплика оформляется с новой строки, перед ней ставится тире.

Пример:

– Гришка, рыбалить поедешь?

– Чего ты? – шёпотом спросил тот и свесил с кровати ноги.

– Поедем, посидим зорю. (М.А. Шолохов)

Пунктуация в цитировании

При цитировании цитата или её часть заключается в кавычки и может быть оформлена как:

  1. Прямая речь: Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»;
  2. Косвенная речь: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте»;
  3. Предложение с вводными словами и словосочетаниями: По словам А.М. Горького, «искусство должно облагораживать людей»;
  4. Отдельные слова и словосочетания: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности (Д.С. Лихачёв).
  5. Цитаты из стихотворений не пишутся в кавычках, если соблюдаются стихотворные строки.

Нам хорошо памятны замечательные слова А.С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Текст: Екатерина Лохова, 12.6k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс