Употребление твёрдого и мягкого знаков • теория

Употребление Ъ и Ь

Разделительные твёрдый и мягкий знаки используются для отделения согласных от гласных. Основное отличие в их употреблении заключается в том, что разделительный твёрдый знак используется только после приставок, в то время как разделительный мягкий ставится только в середине корня или на границе корня и окончания.

Твердый знак

Твёрдый знак мы пишем после иноязычных и русских приставок на согласную, а также корней-числительных (-двух, -трёх, — четырёх и др.) перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Разделительный Ъ
после русских приставок (от-, об-, под-, с-, в-, пред-, без-, раз-, вз-, сверх-, меж-) после иностранных приставок (пан-, транс-, суб-, супер-, ад-, аб-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пост-) после корней-числительных
  • отъелся
  • сверхъестественное
  • съёмка
  • подъюбник
  • разъярённый
  • разъём
  • межъязыковой
  • объект
  • контръединичный
  • субъект
  • панъяпонский
  • трансъевропейский
  • суперъяхта
  • постъядерный
  • двухъярусный
  • трёхъязычный
  • четырёхъядерный
Помните!

Если приставка оканчивается на гласную или корень после приставки на согласную начинается с любых других букв, кроме указанных, то твёрдого знака не будет! Примеры: заелся, интернациональный, трансиранский, трёхимпульсный, двухигольный, предэкзаменационный.

Также твёрдый знак не употребляется в сложносокращённых словах: детясли, главюрист, иняз.

Мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется в середине слова (в корне) между согласной и гласными Е, Ё, Ю, Я, И, О: пьедестал, вьюга, дьяк, вьюн, бульон, кутюрье. Самое главное не перепутать приставку с корнем! Например: под…ячий – в данном случае под- не приставка. Под…ячий – это помощник дьяка, следовательно, ПО- будет приставкой, а Д – частью корню. Поэтому вставляем Ь: подьячий.

Мягкий знак традиционно используется для смягчения предшествующего согласного: мыльница, олень.

Трудные случаи
  • у имён существительных 3-его склонения женского рода (молодёжь, тушь, ночь);
  • у глаголов во 2-ом лице единственного числа (печёшь, привяжешь, возьмёшь);
  • у глаголов в неопределённой форме (стеречь, беречь, помочь).

Но! Мягкий знак не ставится:

  • на конце у имён существительных 2ого склонения мужского рода (луч, врач) и 1ого склонения женского рода (нет рощ, дач).

Следует запомнить написание следующих трудных слов с Ъ и Ь.

Трудные слова с твёрдым знаком Трудные слова с мягким знаком
адъютант

взъерошить

въедливый

объять

необъятный

съёжиться

инъекция

конъюнктура

конъюнктивит

разъярённый

фельдъегерь

неотъемлемый

дизъюнкция

трансъевропейский

панъевропейский

изъян

объект

рьяный

бурьян

брильянт

павильон

шампиньон

ателье

барьер

интервью

интерьер

арьергард

мышьяк

обезьяна

каньон

бельэтаж

медальон

почтальон

бульон

Образец рассуждения при написании слов с разделительным Ъ и Ь

  1. Проверяем, является ли первая часть до пропуска приставкой или корнем. Не забываем про трудные слова.
  2. В случае с корнем пишем Ь;
  3. В случае с приставкой и корнями-числительными проверяем следующую после пропуска букву, затем пишем соответствующую букву или оставляем пропуск.

Пример: фельд…егерь Слово фельд…егерь входит в список трудных слов, ставим Ъ: фельдъегерь.

Пример: неб…ющийся В слове неб…ющийся несложно догадаться, что приставки НЕБ- не существует, поэтому вписываем Ь: небьющийся.

Пример: пят…юдесят…ю  Пропущена буква внутри корня на границе согласной и гласной Ю, поэтому везде вставляем разделительный Ь: пятьюдесятью.

Пример: четырёх…атомный Пропущена буква на границе корня-числительного и второго корня. Следующая буква А, поэтому ничего не вписываем: четырёхатомный.

Текст: Екатерина Лохова, 11.5k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы