Век нынешний и век минувший в «Горе от ума»
Сначала вспомним, в какой момент в комедии появилась антитеза – «век нынешний» и «век минувший». Герой комедии Александр Андреевич Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия и сразу же направляется в дом богатого московского вельможи Фамусова, чтобы встретиться с Софьей, его дочерью, в которую Чацкий влюблён. Холодный приём девушки огорчает его, он озадачен, не понимая причину происходящего. Вступив в разговор с Павлом Афанасьевичем Фамусовым, Чацкий интересуется здоровьем Софьи. Однако беседа приобретает иной характер. Фамусов интересуется, не хочет ли Чацкий жениться. «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? – спрашивает Чацкий, а в ответ слышит ряд условий отца взрослой дочери:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не упрекай оплошно,
А, главное, поди-тко послужи.
Кроме того, Фамусов приводит в пример жизнь своего дядюшки Максима Петровича и его методы достижения жизненных целей. Именно это вызывает неприятие Чацкого, который не принимает подобных «уроков» Фамусова, восхищающегося низкопоклонством своего дядюшки, который «не то на серебре — на золоте едал». Именно в этот момент Чацким и произнесены слова, которые вошли в формулировку темы:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший…
Именно с этого момента в комедии обозначается общественный конфликт, который будет обостряться по мере развития сюжета. Чацкий характеризует «век минувший» как век страха, подлости, раболепия. Он наивно полагает, что нынче времена изменились, «что нынче смех страшит, и держит стыд в узде» тех, кто готов подличать ради достижения тёплого места, личной выгоды. Однако это не совсем так: идеалы «века минувшего» живы (посмотрите на Молчалина, молодого человека, который вполне разделяет идеалы «века минувшего»). Сравнение века «нынешнего» и «века минувшего» происходит в различных плоскостях.
План сочинения
- Вступление. Злободневность комедии «Горе от ума».
- Основная часть.
- Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» как основа общественного конфликта в пьесе.
- Представители «века минувшего», их мировоззрение, жизненные принципы.
- Чацкий — представитель «века нынешнего». Его противостояние «веку минувшему».
- Заключение. Драматизм конфликта, рождение в его недрах «нового века» (И.Гончаров).
Представляется довольно сложным начало работы, которое должно подвести к раскрытию темы. Предлагаем вам пример вступительной части сочинения: «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» обладает удивительным свойством: она не стареет, хотя ей уже более двухсот лет. Действие пьесы разворачивается в Москве первой половины 19 века, в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Всё, что происходит, очень отдалено от нашего времени, но то, о чём думают и говорят герои, о чём рассуждают, спорят, что отстаивают и отвергают, воспринимается современным читателем с живым интересом. Возникший в начале действия конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» по сути является столкновением новых веяний со старыми, отживающими представлениями о жизни. Разве такое противостояние может быть чуждым и непонятным нашим современникам? Разве сегодня мы не видим постоянного противоборства старого и нового во всех сферах нашей жизни? Ведь это непреложный закон жизни, в этом столкновении – залог движения вперёд. Итак, в чём же суть столкновения «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии «Горе от ума»?».
Советуем обратиться к таблице, содержащей цитатный материал, который может быть использован при сравнении «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии Грибоедова.
Цитатный материал
Характеристика | Век нынешний | Век минувший |
Отношение к богатству, к чинам | «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
«Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум… «Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый. Их слабодушие, рассудка нищету…» (Чацкий)
|
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених». (Фамусов)
«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…» (Скалозуб) «Татьяна Юрьевна!!! Известная,- притом Чиновные и должностные — Все ей друзья и все родные…» (Молчалин)
|
Отношение к службе | «Кто служит делу, а не лицам…»
«Служить бы рад – прислуживаться тошно!» «Когда в делах — я от веселий прячусь, Когда дурачиться — дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа». (Чацкий) |
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
«Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?» |
Отношение к иностранному | «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья».
«…Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?…» «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев». (Чацкий)
|
«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных». (Фамусов) |
Отношение к образованию | «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом поболее, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом».
«Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». (Скалозуб о своём брате)
|
«Забрать все книги бы да сжечь».
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».(Фамусов) «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев…»(Хлёстова) «Ученостью меня не обморочишь…» (Скалозуб)
|
Отношение к крепостному праву | «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот ещё, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отверженных детей?! Сам погружён умом в зефирах и амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не огласил к отсрочке: Амуры и зефиры все распроданы поодиночке!!!» (Чацкий) |
«От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; —
Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина пошли подачку». (Хлёстова)
«В работу вас, на поселенье вас!» (Фамусов) |
Отношение к Москве, московским нравам и времяпрепровождению | «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра буде два. Тот сватался — успел, а тот дал промах. Всё тот же толк и те ж стихи в альбомах».
«Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары». «Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?» |
«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить».
«Возьмите вы от головы до пяток, На всех московских есть особый отпечаток». (Фамусов) |
Отношение к кумовству, протекции | «Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных, Детёй возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…» (Чацкий)
|
“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
«Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить…» «Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Всё больше сёстрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой». «Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!…» (Фамусов) |
Отношение к свободе суждений | «Помилуйте, мы с вами не ребяты, зачем же мнения чужие только святы?» | «Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений». (Фамусов)
«К свободной жизни их вражда непримирима» (Чацкий) «Учились бы, на старших глядя» (Фамусов) «Ведь надобно ж зависеть от других» (Молчалин).
|
Если внимательно проанализировать собранный материал, можно увидеть, что большинство высказываний о «веке минувшем» принадлежит разным людям. Их большинство. Они, по выражению писателя И.А.Гончарова, создателя знаменитой статьи «Мильон терзаний», посвящённой комедии А. Грибоедова, вместе представляют «количество силы старой». А вот о «веке нынешнем» говорит только Чацкий, но он противопоставляет «веку минувшему» «качество силы свежей». В этом противостоянии и заключается общественный конфликт произведения.
Первый вариант сочинения
В комедии Грибоедова «Горе от ума» мы видим столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором. Различия в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляют основной конфликт пьесы. проявляющийся в столкновении «века нынешнего» и «века минувшего».
«Век минувший» в комедии представлен гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все события комедии. Он управляющий в казенном доме.
В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но так ли хорош этот пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не сплетничает о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша».
В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
Этим принципом Фамусов руководствуется и в своём отношении к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно не берётся в расчёт. Куда важнее выгодный брак, имение и «душ тысячки две родовых». Поэтому своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду», но хорош уже тем, что «знаков тьму отличья нахватал», и Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства — норма жизни. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Шутовством и самоунижением. Такое умение «подслужиться», «сгибаться вперегиб», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы учиться у таких «московских тузов», как надо правильно жить.
Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего» является Чацкий. На призыв Фамусова «поди-ка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться тошно». «Век минувший» Чацкий называет веком покорности и страха. Он не желает быть шутом, не собирается подличать и пресмыкаться, чтобы поднять по карьерной лестнице. Ему претят чины, полученные не по заслугам: ведь «чины людьми даются, а люди могут обмануться». Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопочитания и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.
«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время «чацких». Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии главного героя, лишь на время оградило себя от неизбежных перемен, которых оно так боится. Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы.
Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» затрагивает важнейшие проблемы эпохи. И хотя на сцене мы видим только Чацкого, который мыслит по-новому, но именно им нанесён удар «количеству старой силы» «удар качеством силы свежей».
Второй вариант сочинения
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова написана в 20-х годах 19 века. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, мыслящих более прогрессивно. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал противостоящие друг другу стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Комедия даёт возможность «посмотреть да посравнить» идеалы того и другого века.
Уклад жизни «века минувшего» представлен на примере Павла Афанасьевича Фамусова. В своём поведении он ориентируется на правила, которые являются незыблемой основой жизни московского дворянства. А пример он берет с еще более старшего поколения — своего дяди Максима Петровича. Фамусов восхищается им, его жизнью при дворе, «да при каком дворе!», считая его умным человеком, который, «сгибался вперегиб», когда было нужно. А потому «не то на серебре, на золоте едал, сто человек к услугам».
В фамусовском обществе ценят богатства и чины. Богатство для представителей «века минувшего» важнее всего. Именно поэтому Павел Афанасьевич Фамусов говорит своей дочери Софье, что бедный человек ей не пара: жених – это тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами.
Век нынешний в «Горе от ума» представлен главным героем — Александром Чацким. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды идеалы фамусовского общества: стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.
Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», вполне вписывается в фамусовское общество, усвоив его представления о том. как надо жить умно, правильно. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. Он общается с Софьей, поскольку она дочь влиятельного человека.
Софью, дочь Фамусова, в которую влюблён Чацкий, отличается мылкостью характера, смелостью поступков, независимостью взглядов. Однако она не на стороне Чацкого. Именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию.
По сути дела Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые, с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне. Да князь Фёдор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник». Они живут иначе, и фамусовскому обществу не понять, чем они руководствуются, занимаясь наукой, творчеством, отказываясь от чина, который можно было вот-вот получить. Поэтому они опасны, поэтому надо собрать книги и сжечь. Опасен и Чацкий, которого не только отвергают, но и объявляют сумасшедшим.
Итак, «век нынешний» и «век минувший» не могли не вступить в конфликт из-за слишком разных, противоречащих друг другу взглядов на устройство общества, его проблемы и нравственные идеалы. И хотя в комедии Чацкий бежит из Москвы, признавая своё поражение, «фамусовскому обществу» остается недолго. Гончаров пишет об этом так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Список литературы
- Ищук-Фадеева Н. Комедия о трагедии личности. // Литература. – 1997 г.
- Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.
- Злобина А. Загадки Грибоедова. //Новое время.- 1995 г.
- Доризо Н. «И гений, парадоксов друг»: Полемическое прочтение «Горе от ума» //Юность.- 1986 г.