Хлестаковщина в комедии «Ревизор»
Сочинение на эту тему может вызвать затруднения, поскольку предполагает не характеристику героя или социальной группы людей, а работу с понятием, требующим как своего определения, так и его осмысления, разъяснения, обоснования с опорой на текст произведения.
Что такое хлестаковщина?
Если вы прочитали комедию, то для вас совершенно очевидна связь понятия «хлестаковщина» с именем героя комедии Ивана Александровича Хлестакова.
Попробуем дать определение. Хлестаковщина — это желание быть не тем, кто ты есть; желание власти; желание незаслуженных почестей, похвал, славы; желание внимания, лести и подобострастия и т.д. Это свойственно тем людям, которые ничего не достигли, трудолюбием не отличаются, талантов не имеют, однако они амбициозны, ничем не подкреплённые желания их безмерны.
Сам Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни…». В этих словах писатель говорит о хлестаковщине, которая может проявиться в каждом человеке.
Хлестаковщина в Хлестакове
Говоря о Хлестакове, вам не нужно давать его полную характеристику: расскажите о нём как о человеке, в котором проявляются черты, позже вошедшие в характеристику хлестаковщины как социального явления.
Например, упомяните о его желании жить безбедно, богато, при этом ничего не делая. Получить чин, продвинуться по карьерной лестнице – это мечта, ради которой он ничего не предпринимает. Гуляние по бульвару, посещение театра и ресторана, приобретение новой модной одежды – предел его желаний. При этом, глядя на поведение чиновников высокого ранга, Хлестаков отлично усвоил их манеры, презрение к людям более низкого сословия, высокомерное отношение к другим чиновникам, привычки богатого человека, которым он никогда не был. Он легко приписывает себе достоинства, достижения других людей, демонстрируя чудовищное невежество, которого совершенно не стесняется. Ему нравится благоговейный трепет городских чиновников, их заискивание и подобострастие, готовность дать взятку. Обязательно упомяните о том, что Хлестаков – всего-навсего титулярный советник с неудержимой фантазией, неспособностью жить по средствам, нежеланием трудиться. Службу свою он презирает, но менять что-то он не собирается.
Именно эти черты гоголевского героя и составляют существо такое понятие, как «хлестаковщина», которое не устаревает и сегодня встречается в нашей жизни.
Первый вариант сочинения
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» написана в 1842 году. Пьеса вызвала множество споров и противоречивых отзывов. Многие обвиняли автора в клевете на Россию и российскую действительность.
В комедии нет положительных героев. Каждое действующее лицо осмеивается автором и подвергается критике, которая в первую очередь направлена против чиновников провинциального городка, олицетворяющим взяточничество, чинопочитание, казнокрадство и глупость.
Сюжет и композиция произведения, основной конфликт и идея позволяют ему всегда оставаться актуальным для российского общества. Фразы комедии стали крылатыми: « К нам едет ревизор», «Выздоравливают как мухи», «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!». Появилось и определение такого явления, как «хлестаковщина», связанного с именем главного героя комедии И.А. Хлестакова.
Иван Александрович – молодой двадцатитрехлетний человек, авантюрист и мошенник, любитель красивой жизни. Он проматывал все свои сбережения, поэтому денег у него никогда не водилось. Когда вдруг ему начали давать деньги, он находился в полнейшей растерянности. Оказалось, что его приняли за ревизора, которого в страхе ожидали городские чиновники.
Хлестаков совершенно искренне не понимает, почему оказался в центре внимания всех чиновников города. Он талантливо фантазирует, рассказывая о своей петербургской жизни, входит в роль значительного человека, вызывая страх и оцепенение тех, кто управляет городом. Несмотря на свою никчемность, Хлестакову по счастливой случайности (по совету своего слуги Осипа) удается выйти из ситуации победившим и оставить ни с чем городничего и других чиновников. Таким образом, «зло» остается наказанным, Хлестаков победил. Может быть, он и есть положительный герой? Нет, он настолько глуп и поверхностен, что вряд ли вынес из всей ситуации какой-то урок. Хлестаков – всего-навсего титулярный советник с неудержимой фантазией, неспособностью жить по средствам, нежеланием трудиться. Службу свою он презирает, но менять что-то он не собирается. Хлестаковщина — это желание быть не тем, кем ты в действительности являешься. Тебе хочется славы, власти и богатства, незаслуженных почестей, лести и подобострастия. Это свойственно людям, подобным Хлестакову: они ничего не достигли, трудолюбием не отличаются, однако у них есть амбиции и ничем не подкреплённые желания.
Люди, схожие с Хлестаковым будут всегда, просто с ходом времени будут меняться их цели и средства достижения. Думаю, Гоголь осознавал, что решить все общественные проблемы ему не удастся, но он надеялся, что люди образованные смогут переделать этот мир, которым сейчас управляют Хлестаковы и городничие города N.
Второй вариант сочинения
В пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголь одним из главных героев является Иван Александрович Хлестаков. Это мелкий чиновник, попавший в город проездом из Санкт-Петербурга в Саратовскую губернию. Он — именно тот человек, который оказался в нужном месте в нужное время. Его по ошибке принимают за ревизора, и буквально все в городе начинают перед ним пресмыкаться, пытаясь угодить.
Главный герой слишком поздно понял, что его приняли за какую-то уважаемую персону, поэтому вначале ему и в голову не приходит воспользоваться сложившейся ситуацией. Хлестаков рассказывает о себе небылицы, уверяет всех, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», что под разными именами в журналах печатаются его произведения. Рассказывает он также «сказку» про свой несуществующий шикарный дом в Петербурге. А репутация, по словам Хлестакова, у него такая, что именно ему без раздумий доверили управлять департаментом, и, когда он через него проходит, то «все дрожит и трясется, как лист». Герой берет у чиновников деньги взаймы. Затем, поняв, что его приняли за другого, «заработав» приличную сумму, он стремительно уезжает из города N навсегда.
Иван Александрович Хлестаков – легкомысленный молодой человек, «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове». Он труслив, ленив, слабоволен, необразован. На службе он бывает редко, поэтому уже долго не может продвинуться по карьерной лестнице: «…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…». Единственное, на что герой способен, так это искусно одурачивать таких же пустоголовых, как он. Хлестаков расточителен и азартен, он проиграл все свои деньги в карты, поэтому вынужден был две недели сидеть в уездном городе.
Можно сказать, что главный герой является воплощением нахальства, пронырливости, жадности и бахвальства. Все это и есть «хлестаковщина», которую обличает в своей комедии автор. Но эта «хлестаковщина» присуща не только главному герою, но и чиновникам уездного города.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — такой же циничный взяточник, любитель денег, старается из всего извлечь для себя выгоду, как Хлестаков. Помещики Бобчинский и Добчинский – главные городские сплетники, бывалые лгуны. Судья Ляпкин-Тяпкин, «прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен», строит из себя самого важного и умного, на деле же не отличается от других высоким интеллектом. Он наплевательски относится к своей службе, делает все «тяп-ляп», отсюда и его говорящая фамилия. То же самое можно сказать про попечителя богоугодных заведений Землянику и смотрителя училищ Хлопова, которые недобросовестно выполняют свою работу, что приводит к бардаку и беспорядкам в их учреждениях. А почтмейстер Шпекин хоть и «простодушный до наивности человек», но любит бесцеремонно, лишь из своего любопытства, вскрывать чужие письма и читать их.
«Хлестаковщина» – это наглость, безнравственность, чванливость, хвастовство, ложь. Это глупость, услужливость, подхалимство, напыщенность. Это безответственность, трусость, жалкость. Именно в этих качествах упрекал Н.В. Гоголь многих своих современников, показывая посредством героев своей комедии, как они выглядят со стороны. Но эти отрицательные черты были свойственны не только людям, жившим в 19 веке, мы и сейчас очень часто видим таких же Хлестаковых, городничих, Бобчинских и Добчинских и тому подобных. Поэтому пьеса «Ревизор» и явление «хлестаковщины» актуальны и по сей день, и, скорее всего, не утеряют свою злободневность еще много лет.
Проанализировав основные черты характера главного героя произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», можно прийти к выводу, что «хлестаковщина» — это целый набор отрицательных качеств, среди которых безответственное отношение к деньгам, трусливость, глупость, безнравственность, склонность ко лжи и хвастовству. Неспроста эта фамилия в современном мире стала нарицательной. Множество таких «Хлестаковых» окружают нас и сегодня.
Третий вариант сочинения
Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» – это два неразрывных понятия, называющих явления, которые в своё время вышли за рамки традиционного представления о плутовском герое в литературе и театре. Никакого намеренного обмана или даже попытки его не было в сознании молодого канцелярского служащего из Петербурга. Этот обман был выстроен провинциальным чиновничьим ужасом – ревизор мог разрушить взяточническое мироустройство и покарать за реальные провинности, которые все пытались скрыть.
Гоголь отказал Хлестакову во всех возвышающих чувствах – ни любви, ни ненависти он не испытывал, не был ни добрым, ни злым, никакие нравственные бури не тревожили его сердца, была только непрекращающаяся борьба с безденежьем, игра в карты со случайными знакомыми и неуёмное франтовство.
Хлестаков – это человек-пустота, человек, играющий любые роли. Внутренняя трусливость заставляет его храбриться и выставлять претензии, а лесть вызывает в нём поток хвастовства и колоссальную игру воображения, где собственная значимость принимает чудовищные размеры, не сопоставимые ни с чем. Хлестаков охотно принимает всяческие «ухаживания» – взятки, приёмы, смиренные мольбы о покровительстве, благосклонность нежных, но глупых дам, – утверждая, что любит правдивость в речах просящего: «Я сам тоже — я не люблю людей двуличных. Мне очень нравится ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».
Эти слова звучат в адрес городничего, когда тот подобострастно предлагает комнату в своём жилище. Заметим, что уважение и преданность требуется напуганным должником Хлестаковым, ещё не ревизором, до вживания в роль. Хлестаков – незлое пустейшее создание, однако с претензией на почтение, кареты и хорошеньких дворянских дочек.
«Хлестаковщина», то есть пустое прожигание жизни, непреднамеренное враньё вселенских масштабов, ничтожное лицедейство, призрачность человеческой фигуры, в которой отсутствует даже намёк на содержание, проявляет себя наиболее ярко в момент исполнения Хлестаковым роли ревизора. Эту роль ему навязали извне, войти в неё подсказал слуга Осип, и Хлестаков бессознательно потянулся к выгоде.
Ложь стала не столько способом выставить в себя в самом выгодном свете, сколько правилом игры, в которую было втравлено всё общество. Хлестаков лжёт самозабвенно и безостановочно. Он – высокий вельможа, на службе у которого несколько тысяч курьеров, суп ему везут из Парижа, к столу подают арбузы по семьсот рублей штука, во дворец каждый день с удовольствием приглашают, а брат Пушкин с ним на короткой ноге. По словам Хлестакова, он везде незаменим, и в этом он прав, так как пустые сосуды действительно нужны, чтобы была возможность где-то хранить общественную скверну.
Никто даже не пытается остановить этот поток неправды, ибо у каждого она своя и каждый знает об этом и трусит безмерно. Страх более даже, чем невежество, парализует волю человека к здравым мыслям. Люди становятся сосудами лжи и ужаса, который заставляет трепетать всякий раз, когда совесть нечиста.
Жители города проживают свою жизнь, надеясь, что всё улучшится, но в то же время не стремятся что-то делать и продолжают жить в мечтах. Автор в своих рассуждениях показывает, как существование уездных городов пронизано безысходностью, потому что у гоголевского общества нет никаких живых умственных интересов. Картина провинциальной жизни получается очень безотрадная, благодаря царящей пошлости, невежества, отсутствия долга и законности.
C понятием «хлестаковщины» сталкивается не только Иван Александрович, но и чиновничество города N. Например, Бобчинский и Добчинский любят лгать и рассказывать сплетни, более того, они похожи друг на друга по характеру. Ляпкин-Тяпкин безответственно относится к своей работе и строит из себя умного человека, хотя таким не является. Чиновник Земляника и управляющий училищами Холопов также плохо относятся к своей должности, поэтому дают взятки Хлестакову. Для чиновников уездного города приезд ревизора казался настоящей катастрофой, так как они знали о состоянии города, но не стремились что-либо исправлять. В конце комедии почтмейстер Шпекин признаётся, что любит вскрывать письма и читать их, показывая этим поступком свою бесцеремонность и неуважение к личной жизни посторонних людей.
На протяжении всей комедии чиновники лицемерят Хлестакову, предлагая всё самое лучшее и восхищаясь им. Они не готовы нести ответственность за свою работу, поэтому взяточничество для них было самым лёгким способом решения проблемы. Во время объезда значимых мест чиновничество врало о его благосостоянии и кратко отвечало на вопросы, надеясь, что им простят оплошности. Именно таким образом поступки героев раскрывают определение «хлестаковщины».
В комедии «Ревизор» Хлестаков и «хлестаковщина» становятся некими образами-символами, которые можно прочитывать не только в контексте чиновничества, но и всего русского народа вообще, готового обманываться и пресмыкаться перед сильнейшим. «Хлестаковщина» вливает свой яд во всех, все нею заражаются – от городничего и его семьи до высеченной вдовы унтер-офицера, чьё достоинство было поругано. Никакого нравственного воздаяния она не требует, обидчик должен быть наказан, но ущерб измеряется исключительно в деньгах. Как человека она себя не ставит ни во что, но чин её покойного мужа оскорблён – она требует компенсации.
Полностью понять, кем именно в системе власти представлял себя Хлестаков, невозможно, ибо приметы слишком разрослись: он и вельможа, и главнокомандующий, и глава департамента и чуть ли не второй после императора человек. Эта близость к имперской власти заставила самого Николая І после премьеры признать, что досталось всем, а ему самому больше других.
«Хлестаковщина» – оригинальное обобщение, доведение до абсурдной вершины той части пороков, которая, к несчастью, в тогдашнем российском обществе считалась понятной всем и позволительной. На мелкие шалости молодых франтов смотрели с деликатным снисхождением, если не сочувственно. Никто даже не подозревал колоссальной опасности, которую таит в себе «хлестаковщина» в соседстве с чем-либо, отравляющая всё вокруг и наделённая властью. Её коварство скрыто ещё и в невинности, непреднамеренности её носителя.
Гоголю удалось вывести на свет божий «хлестаковщину» из самой атмосферы русской жизни, где она не воспринималась как нечто враждебное, и подвергнуть её осмеянию. Сам смех стал образом положительного персонажа, который в одиночку противопоставлен всему дурному как животворящее начало.
«Хлестаковщина» – это слово, образованное от фамилии главного героя пьесы «Ревизор». Если говорить о том, что такое «хлестаковщина», кратко — термин характеризует фантастическую, виртуозную ложь. Понятие также используется для определения беспочвенного хвастовства. Человек – хлестак – тот, кто старается предстать перед окружающими не тем, кем является на самом деле.
Сегодня люди продолжают использовать это определение. Оно помогает охарактеризовать негативную часть жизни человека, преувеличивающего свое значение. Такие люди восхищаются собой, их распирает гордость, самовлюбленность. Со временем человек начинает сам верить в собственные фантазии. Воображение играет с ним злую шутку. Он восхищается иллюзорным миром, в котором является великим, богатым, сильным. Связь с реальностью постепенно теряется. Ложь становится настолько достоверной, что окружающие часто воспринимают ее за чистую монету. В современном мире «хлестаковщина» свойственна посредственным людям, обладающим уверенностью в себе, занимающим высокие должности.