Задание №5 ЕГЭ по обществознанию
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Пятое задание из ЕГЭ по обществознанию относится к базовому уровню сложности; в нем необходимо устанавливать соответствия между различными приведенными понятиями – определять, какой пример или характеристика соответствует тому или иному определению. В некоторых вариантах требуется соотносить термины и их значения, в некоторых – примеры и те понятия, которые они иллюстрируют. Как правило, приведенные фразы и термины относятся к тематическим разделам «Человек и общество» и «Социальные отношения», которые традиционно считаются более легкими, чем «Экономика» или «Право». Задание относится к базовому уровню сложности, однако будет сложно выполнить его без хорошего знания теоретического материала – ведь попавшийся номер может быть связан с любым его аспектом: от видов социальных статусов до уровней познания. Если задание выполнено полностью верно, за него ставится 2 балла. При наличии одной ошибки можно рассчитывать только на 1 балл, а если ошибок две и более, баллы за 5 задание ЕГЭ по обществознанию не ставятся.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание;
- Анализируем приведенные в нем позиции;
- Вспоминаем теорию по теме задания и по порядку определяем соответствия между позициями; в случае затруднений действуем методом исключения, расставляя сначала те номера, в отношении которых есть полная уверенность;
- Записываем ответ.
Задание EO0521D
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ИСТИНЫ |
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки Б) неполное, изменяемое знание о предмете В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта Г) достоверность знания Д) объективность | 1) и абсолютная, и относительная истина 2) только относительная истина |
Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно знать критерии истины и понимать разницу между абсолютной и относительной истиной.
Истина – это достоверное и объективное знание о предмете, адекватно отражающее сущность изучаемого предмета.
Абсолютная истина – это полное, достоверное знание о предмете, которое не может быть ни уточнено, ни дополнено.
Относительная истина – это неполное знание о предмете, которое может быть дополнено и при дальнейшем развитии науки.
Таким образом, утверждения В, Г и Д относятся и к абсолютной, и к относительной истине, а утверждения А и Б – только к относительной.
Ответ: 22111pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0506s
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) Свобода предпринимательской деятельности. Б) Наличие конкуренции между большим количеством производителей. В) Применение принципа уравнительного распределения. Г) Господство государственной собственности. Д) Свободное ценообразование. |
|
А | Б | В | Г | Д |
Как правило, типы экономических систем запоминаются очень хорошо: плановая экономика связана с большим участием государства, применением планирования и централизованного ценообразования, отсутствием предпринимательства и большим весом государственного сектора, а рыночная характеризуется не столь значительным участием государства, наличием предпринимательства, большого числа производителей и конкуренцией между ними. Исходя из этого, можно определить, что свобода предпринимательской деятельности, наличие конкуренции и свободное ценообразование относятся к рыночному типу экономики, а уравнительное распределение и преобладание государственной собственности – к плановому.
Ответ: 22112pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0505s
- Личные
- Официальные
А | Б | В | Г | Д |
Это задание тоже совсем несложное, ведь мы помним, что официальные отношения отличаются от личных тем, что регламентируются определенными нормами и складываются в силу определенных должностных обязанностей людей. Можно легко определить, что к личным отношениям относится то, что друзья обедают вместе (несмотря на то, что они работают в одном вузе, в примере говорится о совместном времяпрепровождении в нерабочее время) и посещение театра семьями-соседями. А вот профессор, читающий лекцию, журналист, берущий интервью, и представители организаций, участвующие в ярмарке, осуществляют взаимодействие с людьми в силу своих рабочих обязанностей – между ними складываются официальные межличностные отношения
Ответ: 12212pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0504s
ХАРАКТЕРИСТИКИ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) Выдвижение гипотез. Б) Объяснение сущности изучаемых явлений. В) Проведение научного эксперимента. Г) Выявление закономерностей, по которым происходят изучаемые процессы. Д) Проведение наблюдения за каким-либо явлением. |
|
А | Б | В | Г | Д |
Теоретический уровень научного познания основывается на различных предположениях, суждениях, выводах, умозаключениях; эмпирический предполагает ориентацию на чувственное познание – на что-то видимое, происходящее, наблюдаемое. Выдвижение гипотез, объяснение сущности изучаемых явлений и выявлений различных закономерностей – стадии теоретического познания. А вот проведение наблюдения и эксперимента – яркие примеры эмпирического познания. Данный вариант задания довольно легкий, главное – помнить, что все практические действия связаны с эмпирическим уровнем познания.
Ответ: 11212pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0503s
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
А) Ученик 6 класса собирает коллекцию марок. Б) Медсестра в свободное время берет уроки живописи. В) Футбольный болельщик затеял драку на стадионе. Г) 16-летний молодой человек интересуется историей и посещает лекции известных историков, организуемые в городе. Д) Граждане злоупотребили алкоголем и шумно вели себя на пляже, не реагируя на замечания. |
|
А | Б | В | Г | Д |
Как мы знаем, негативное девиантное поведение вызывает осуждение окружающих и может даже нанести ущерб другим людям; позитивное девиантное поведение просто не соответствует определенным стандартам, принятым нормам – многие воспринимают его как что-то необычное, но не осуждают.
Собирание марок, о котором говорится в первом примере – довольно необычное хобби для школьника, однако люди вряд ли станут его осуждать. То же можно сказать и про медсестру, берущую уроки живописи – это необычно, но ни в коем случае не плохо. А вот драка на стадионе – яркий пример негативного девиантного поведения. Посещение лекций – тоже довольно нестандартное, но позитивное поведение. Ну и пример о шумном поведении, без сомнений, относится к негативному поведению.
Ответ: 11212pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0502s
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
А) Преподаватель университета защитил диссертацию, после чего перешел на должность доцента. Б) Начальник почтового отделения в связи с семейными обстоятельствами перешел на должность оператора. В) Сотрудник банка перевелся в новое отделение той же банковской сети, открывшееся рядом с его домом. Г) Учитель географии переехал из небольшого города Самарской области в Москву и устроился в столичную школу. Д) Участникам успешной военной операции были присуждены внеочередные воинские звания. |
|
А | Б | В | Г | Д |
Вспомнив, что нисходящая и восходящая мобильности – виды вертикальной мобильности, во время которой имеет место быть перемещение из одного социального слоя в другой, начинаем действовать по порядку. Преподаватель стал доцентом – эта должность выше, соответственно, перед нами пример восходящей социальной мобильности. А вот то, что начальник стал работать только оператором – нисходящая мобильность. В 3 примере мы видим горизонтальную мобильность – сотрудник просто перевелся в другое отделение, сохранив свою должность (считаем, что сохранил, поскольку в условии не сказано иное). С первого взгляда может показаться, что и в 4 примере горизонтальная мобильность: ведь учитель устроился в другую школу и продолжил преподавать географию. Однако здесь играет роль смена места жительства: переезд из провинциального городка в столицу, поэтому и мобильность будет восходящая. К восходящей мобильности относится и ситуация под номером 5 – присуждение внеочередных воинских званий.
Ответ: 31233pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0501s
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВА |
А) Развитие высоких технологий Б) Механизация промышленного производства В) Выдвижение сферы услуг на первый план Г) Натуральный характер хозяйства Д) Общинный уклад, коллективизм |
|
А | Б | В | Г | Д |
Чтобы не запутаться, лучше по порядку рассматривать данные отличительные признаки. Развитие высоких технологий, без сомнений, относится к информационному обществу. Механизация промышленного производства – яркая черта индустриального общества. Сфера услуг выдвигается на первый план при информационном типе общества, а натуральный характер хозяйства и общинный уклад характерны для традиционного общества. Как видно, формулировки отличительных признаков даны очень четко, поэтому и выполнить данное задание совсем нетрудно – конечно, при наличии хотя бы базовых знаний по этой теме.
Ответ: 32311pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
👀 5.8k
Допущена ошибка во втором типе задания. Под цифрой 4 в пояснении указано: «переезд из провинциального городка в столицу, поэтому и мобильность будет восходящая», что не является верным, поскольку основной критерий соц. мобильности — изменение соц. группы. В данном случае представлен тип именно горизонтальной мобильности, потому что учитель, даже несмотря на переезд, сохранил свой социальный статус. Доказательством является ссылка на похожее задание из официального источника — сайта образовательного портала для подготовки к экзаменам: «СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ»
«https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=1318»
Во втором варианте задания допущена ошибка. Под 4 номером указано: «переезд из провинциального городка в столицу, поэтому и мобильность будет восходящая», что не является верным, потому что основная характеристика соц. мобильности — переход из одной социальной группы в другую. Несмотря на то, что учитель сменил место жительства, его соц. роль не поменялась, а значит — пример горизонтальной мобильности. Доказательством является ссылка на подобное задание из официального образовательного портала для подготовки к экзаменам: «СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ»
«https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=1318»