Знаки препинания при однородных членах. 8 класс • теория

В простом предложении всего одна грамматическая основа, однако оно может быть осложнено различными дополнительными элементами. Одним из них являются однородные члены, знаки препинания при которых могут вызывать у учащихся трудности.

Помним, что однородные члены предложения относятся к одному члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одну и ту же функцию. Однородными членами предложения не являются повторяющиеся слова, случаи осложнённого простого глагольного сказуемого, неоднородные определения (между которыми нельзя вставить союз И) и части фразеологизмов. В предложении может быть несколько рядов однородных членов. В предложении с однородными членами могут ставиться запятые, тире и двоеточие.

Запятые между однородными членами

Запятая ставится

Запятая не ставится

  1. Если однородные члены соединяются только интонационно, без союзов: Сначала бегал он от всех, / Бродил безмолвен, одинок (М.Ю. Лермонтов)
  2. Если однородные члены соединяются повторяющимися союзами (и …, и; ни …, ни; да …, да; либо …, либо; то ли …, то ли; не то …, не то; или …, или; то …, то). Запятая при этом ставится после первого члена в ряду однородных: Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, а только разрывающая сердце нежность (К.Г. Паустовский); Небольшая низенькая комнатка была очень чиста, и уютна, и убрана довольно роскошно (И.С. Тургенев)
  3. Перед второй частью составных союзов (не только …, но и; как …, так и т.д.): Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия, сколько для поддержания духа своего солдатства (Л.Н. Толстой)
  4. Перед сочинительными противительными союзами а, но, да=но: Эта первая кормёжка случилась не в поле, а в какой-то русской деревушке (С.Т. Аксаков)
  5. Между всеми однородными членами, когда перед частью из них стоят повторяющиеся союзы: Он слеп, упрям, нетерпелив, / И легкомыслен, и кичлив (А.С. Пушкин)
  1. Если однородные члены соединены одиночным сочинительным соединительным или разделительным союзом: Все мои братья и сёстры умерли во младенчестве (А.С. Пушкин)
  2. При однородных членах, являющихся устойчивыми сочетаниями (фразеологизмами): и день и ночь, ни рыба ни мясо; Про Танюшку с той поры в нашем заводе ни слуху ни духу (П.П. Бажов) !Но пословицы и поговорки подчиняются правилу повторяющихся союзов, т.е. запятая ставится: ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.
  3. При двух однородных членах, соединённых повторяющимся союзом И и образующих тесное смысловое единство: и брат и сестра, и друзья и враги; Кругом было и светло и зелено (И.С. Тургенев)
  4. Между разными рядами однородных членов: Какой ценой купил он право, /Возможность или благодать / Над всем так мудро и лукаво / Шутить (А.А. Ахматова)

Между парами однородных членов, соединённых одиночным союзом, запятые ставятся, а внутри пары нет: Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову (М. Горький)

Точка с запятой при однородных членах

Распространённые однородные члены предложения, особенно если внутри них имеются запятые, могут разделяться точкой с запятой:

Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди, поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди

(А.А. Фадеев)

Тире при однородных членах

Тире ставится при однородных членах, не связанных союзами, при противопоставлении, указании на внезапность действия или при интонационном членении для усиления выразительности:

Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал!

(Н.А. Некрасов)

Обобщающее слово при однородных членах

При однородных членах может быть обобщающее слово, которое является общим, объединяющим для всех однородных. Внутри однородных членов действуют вышеуказанные правила, а между обобщающим словом и однородными членами может стоять тире или двоеточие.

  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то перед ними ставится двоеточие: За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов (М.А. Шолохов)
  2. Если предложение при этом продолжается, то после однородных членов ставится тире: Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат – не говорят больше всяких слов об интересном госте? (М.М. Пришвин)
  3. Если однородные члены стоят перед обобщающим словом, то после них ставим тире: Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди (А.П. Чехов)
  4. При однородных членах с обобщающим словом может стоять вводное слово. Оно отделяется запятой, в остальном работают те же правила: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с хозяином и с прочими властями (И.С. Тургенев); Он поёт о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте – словом, обо всём том, на что мы, люди порядочные, привыкли смотреть свысока (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Текст: Екатерина Лохова, 5.3k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс