Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении • теория

Определение

Бессоюзное предложение – это сложное предложение, части которого связаны не союзами, а только по смыслу и интонационно. По значению они могут быть сходны со сложносочинёнными и сложноподчинёнными отношениями. Между частями сложного бессоюзного предложения в зависимости от смысловых отношений может стоять запятая, точка с запятой, тире или двоеточие.

Виды бессоюзных сложных предложений. Классификация по значению

  • Одновременности, последовательности, перечисления. Между простыми предложениями в составе БСП можно поставить союз «и». Чаще всего ставится запятая, если простые предложения осложнены – точка с запятой.
  • Противопоставления. В предложении присутствует смысловое противопоставление чего-либо. Между простыми предложениями можно поставить противительные союза «а», «но». Знаки препинания –тире.
  • Времени и условия. Первое предложение в БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы «если», «когда». Ставится тире.
  • Сравнения. Между простыми предложениями БСП можно поставить союзы «словно», «будто». Знаки препинания – тире.
  • Присоединения. Второе предложение БСП выражает присоединительное значение и перед ним можно поставить слова «такой», «таков», «так», «это». Знаки препинания – тире.
  • Следствия. Второе предложение БСП выражает значение следствия. Перед ним можно поставить союзы «так что», «вследствие чего». Знаки препинания – тире.
  • Причины. Второе предложение БСП выражает значение причины. Перед ним можно поставить союз «потому что». Знаки препинания – двоеточие.
  • Пояснения. Второе предложение БСП поясняет первое. Перед ним можно поставить союзы «а именно», «то есть». Знаки препинания – двоеточие.
  • Дополнения. Второе предложение БСП дополняет первое. Перед ним можно поставить союз «что» или сочетание слов: и увидеть … что, и услышать … что, и почувствовать … что, и т.д.

Примеры:

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось (значение одновременности: Мышка бежала и хвостиком махнула, и яичко разбилось).

Смелые побеждают – трусливые погибают (значение противопоставления: Смелые побеждают, а трусливые погибают).

Лес рубят – щепки летят (значение времени: Когда лес рубят, то щепки летят).

Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес (значение условия: Если будет завтра хорошая погода, то пойдем в лес).

Улыбнется – тучи разгонит (значение сравнения: Улыбнется, словно тучи разгонит).

Запятая в бессоюзном предложении

  1. Запятая ставится между частями бессоюзного предложения, если они тесно связаны по смыслу, взаимозаменяемы, объединены между собой интонацией перечисления, часто не распространены. В этом случае оно напоминает сложносочинённое предложение без союза И: Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Точка с запятой в бессоюзном предложении

  1. Если части бессоюзного сложного предложения отдалены по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые: Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчётливо видны и казались все одного цвета (А.П. Чехов);
  2. Если бессоюзное сложное предложение распадается на части, по смыслу отдалённые друг от друга: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна (А.С. Пушкин).

Двоеточие в бессоюзном предложении

  1. При пояснительных отношениях (можно вставить между двумя частями а именно): В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул (И.А. Гончаров);
  2. При изъяснительных отношениях (можно вставить что). Часто в таких предложениях присутствует глагол речи, мысли, восприятия (говорить, сказать, думать, понимать, чувствовать, видеть, слышать и т.д.), который может быть опущен: Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н.А. Островский); Я выглянул в окно (и увидел): на безоблачном небе разгорались звёзды (М. Горький);
  3. При отношениях обоснования (можно вставить потому что): Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны (К.Г. Паустовский);
  4. Если в первой части предложения есть слова так, такой, таков, одно: Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (А.С. Грибоедов);
  5. При выражении прямого вопроса во второй части бессоюзного предложения: Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль (А.Т. Твардовский).

Тире в бессоюзном предложении

  1. Если во второй части выражается неожиданное действие: Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.А. Некрасов);
  2. Если во второй части содержится резкое противопоставление: Иван Иванович подошёл к воротам – изнутри поднялся собачий лай (Н.В. Гоголь);
  3. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод: Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат (В.В. Маяковский); Раз солгал – на век лгуном стал (пословица);
  4. Если первая часть указывает на условие совершения действия: Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица);
  5. Если в первой части указывается время совершения действия: Ехал сюда – рожь начинала желтеть (М.М. Пришвин);
  6. Если вторая часть выражает сравнение: Молвит слово – соловей поёт (М.Ю. Лермонтов);
  7. Если вторая часть с изъяснительным значением является неполной: Глянешь с горы – какой вид! (И.С. Тургенев)

В многочленном бессоюзном предложении знаки препинания между частями предложения обуславливаются опять же смысловыми отношениями: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить (Ф.И. Тютчев)

Текст: Екатерина Лохова, 5k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы