Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 класс • теория

Сложное предложение с разными видами связи – это вариация из предложений с союзной и бессоюзной связью. Чтобы правильно поставить знаки препинания между частями таких предложений, необходимо понять, как они объединены.

Алгоритм

Сначала выделяются грамматические основы, затем проверяется наличие/отсутствие союзов между ними. В соответствии с этим мы ставим знаки согласно правилам пунктуации в сложносочинённых, сложноподчинённых и сложных бессоюзных предложениях.

До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много. (Б.Л. Горбатов)

  1. первое и второе предложение – СПП (союз ЧТО);
  2. второе и третье предложение – БСП;
  3. третье и четвёртое предложение – ССП (союз И);
  4. четвёртое и пятое предложение – ССП (союз А);
  5. пятое и шестое предложения – СПП (союз ЧТО);
  6. шестое и седьмое предложения – СПП (союз ЕСЛИ).
Обратите внимание

В сложных предложениях с разными видами связи, состоящих из большого количества простых предложений, которые можно объединить в крупные логико-синтаксические блоки, на границе блоков ставится точка с запятой.

Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву, чтобы достать из-под неё червяка; в это время мы подошли, и он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины. (М.А. Пришвин)

Стоит внимательно проверять, что связывают соединительные и разделительные союзы в предложениях с разными видами связи. Помимо основных правил, запятая будет ставиться:

  • в случае однородного подчинения придаточных частей, связанных одиночным соединительным или разделительным союзом

По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. (Н.В. Гоголь)

  • перед сочинительным союзом, связывающим предложения, имеющие общую подчинительную часть

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Н. Толстой)

  • Самый трудный случай – это соседство сочинительного и подчинительного союзов. Запятая между сочинительным и подчинительным союзом не ставится, если далее есть вторая часть составного союза (что если …, то; что когда …, то; что хотя …, то и т.д.).

Они знают, что если на минуту ослабнут в борьбе с угнетаемыми ими рабами, то сами погибнут. (Л.Н. Толстой)

Надобно сказать, что когда разговор касался любви и вообще чувств, то она заговаривалась. (А.Ф. Писемский);

Я отвечал, что хотя и не видал в лицо, но по некоторым причинам совершенно уверен, что это Татьяна Ивановна. (Ф.М. Достоевский)

Запятая между подчинительным и сочинительным союзами ставится, если далее нет второй части составного подчинительного союза.

А я тебе говорю, что, если ты поедешь, я поеду с тобой. (Л.Н. Толстой)

Занавес поднялся, и, как только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (А.И. Куприн)

Между двумя подчинительными союзами, когда одна подчинительная часть оказывается внутри другой, запятая ставится, если вторую подчинительную часть можно спокойно изъять из первой.

Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Горький)

Подчинительную часть (когда он уходил куда-нибудь) можно вынуть из сложного предложения без перестройки главной части.

Сравните:

У Антона Прокофьевича были, между прочим, одни панталоны такого странного свойства, что когда он надевал их, то всегда собаки кусали его за икры. (Н.В. Гоголь)

Подчинительная часть (когда он надевал их) не исключается свободно из предложения, поэтому мы не ставим запятую между союзами.

Запятая не будет ставиться:

  • между сопоставительным и подчинительным союзами.

Не столько потому, что мать сказала ей, сколько потому, что это был брат Константина, для Кити эти лица вдруг показались в высшей степени неприятны. (Л.Н. Толстой)

  • между сочинительным присоединительным союзом и подчинительным союзом, стоящими в начале предложения

И хотя погода значительно улучшилась, опасность засухи не миновала.

А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину.

  • между но и подчинительным союзом, если при чтении между ними отсутствует пауза

Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь… и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране. (П.А. Павленко)

Текст: Екатерина Лохова, 3.2k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс