Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении | теория по русскому 🐻 пунктуация

Пунктуация в сложноСОЧиненном предложении

Определение

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого равноправны и соединяются сочинительными союзами.

Запятая в сложносочиненном предложении

  1. Части сложносочинённого предложения разделяются запятыми. Граница между частями, как правило, проходит перед сочинительным союзом: На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (М.А. Булгаков); Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потёмках (А.П. Чехов)
  2. Союз ли … или в сложносочинённом предложении является повторяющимся, поэтому перед или ставится запятая: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (М.Ю. Лермонтов)

Запятая между частями сложносочинённого предложения не ставится в следующих случаях:

  1. Если части сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член, обособленный член, вводное слово или подчинительную часть: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (М.М. Пришвин); Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л.Н. Толстой);
  2. Если части сложносочинённого предложения имеют общую пояснительную часть: Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива (М. Горький);
  3. Если части сложносочинённого предложения являются побудительными, вопросительными или восклицательными предложениями: Это кто такие и что им надобно? (А.С. Пушкин);
  4. Если части сложносочинённого предложения являются номинативными или безличными предложениями однородного состава: Зловещий блеск и пестрота дерев (Ф.И. Тютчев).

Тире в сложносочиненном предложении

В некоторых случаях части сложносочинённого предложения соединяются тире:

Если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление: Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (А.С. Пушкин);

Если первая часть или обе части являются односоставными назывными предложениями: Вот крик – и снова всё вокруг затихло (М.Ю. Лермонтов).

Пунктуация в сложноПОДчиненном предложении

Определение

Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, которое состоит из главной и придаточной части. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Она может находиться как перед главной, так и после неё или посередине.

Граница между главным и придаточным предложением обычно находится перед подчинительным союзом или союзным словом, которые всегда располагаются в придаточной части и начинают её, но в некоторых случаях для верной постановки запятой требуется определить грамматические основы и зависимые от них второстепенные члены.

Запятая ставится

  1. В сложноподчинённом предложении с одной придаточной частью всегда ставится запятая: И вдруг вы остановитесь, потому что вас остановит перед собой этот лесной цветок (В.А. Солоухин); Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород (В.Ф. Панова); Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок (Б.Н. Полевой).
  2. Запятая также ставится при наличии нескольких подчинительных частей:
    1. При параллельном подчинении (подчинительные части разного типа и с разными союзами): Когда собрались рыбаки, Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лёд на полдень (М.М. Пришвин);
    2. При последовательном подчинении (одна подчинительная относится к главной части, другая – к первой подчинительной части): Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню (В.А. Солоухин);
    3. При однородном подчинении (подчинительные части одного типа зависимы от одной главной части), если сочинительный союз отсутствует или повторяется: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил (А.И. Куприн);

Запятая не ставится

  1. При однородном подчинении с одним соединительным или раздельным союзом: Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели (И.С. Соколов-Микитов);
  2. Если перед подчинительным союзом стоит НЕ: В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь (И.А. Гончаров);
  3. Если придаточная часть состоит из одного союзного слова: Я бы тоже желал знать почему (Л.Н. Толстой);
  4. При фразеологизмах, содержащих подчинительные союзы: Во что бы то ни стало на турнире / Явлюсь я (А.С. Пушкин).

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

  • Запятые ставятся в СПП, где имеется несколько придаточных предложений, не связанных сочинительными союзами: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творится с Гришею (Н.А. Некрасов);
  • Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами: Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею (С. Есенин);
  • Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между подчинительным союзом и союзным словом, а также при столкновении сочинительного и подчинительного союзов, если за придаточной частью не следует вторая часть двойного союза: Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится;
  • Запятая не ставится между однородными придаточными, которые соединены одиночным соединительным союзом: Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе вышли из леса;
  • Запятая не ставится в СПП с неоднородным подчинением придаточных: Как только жара закончилась, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем на ночь уже не хотелось;
  • Запятая не ставится между придаточной и главной частью СПП, если перед сочинительным союзом или союзным словом стоит отрицание «не»: Важно не что он сказал, а как он это сказал;
  • В СПП с последовательным подчинением придаточных запятые между придаточными частями ставятся по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.
Текст: Алёна Базан, 8k 👀

Задание ER1921R

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иоганну Себастьяну Баху (1) полифоническое мастерство (2) которого достигло своей вершины (3) в «Искусстве фуги» (4) принадлежит много произведений духовной музыки.


Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:

[Иоганну Себастьяну Баху, (1) (полифоническое мастерство (2) которого достигло своей вершины (3) в «Искусстве фуги»), (4) принадлежит много произведений духовной музыки].

На месте цифр (1) и (4) должны стоять запятые – они выделяют придаточное предложение «полифоническое мастерство которого достигло своей вершины в «Искусстве фуги».

На месте цифр (2), (3) запятые не ставятся.

Ответ: 14

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1621R

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с переплетением волнистых линий.

2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку или медведя или причудливый зáмок.

3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны.

4) Терпение да труд всё перетрут.

5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки так и лёгкие орудия.


1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с переплетением волнистых линий – нужно поставить одну запятую между однородными подлежащими, связанными повторяющимся союзом И.

2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку, или медведя, или причудливый зáмок – нужно поставить две запятые между однородными дополнениями, связанными повторяющимся союзом ИЛИ.

3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны – перед союзом И запятая не нужна, так как есть общий второстепенный член (весь день).

4) Терпение да труд всё перетрут – между однородными подлежащими, связанными одиночным союзом ДА, запятая не нужна.

5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки, так и лёгкие орудия – нужно поставить одну запятую перед второй частью союза КАК… ТАК И. Этот союз связывает однородные дополнения.

Ответ: 15

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1920T

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать те цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России», работа над которым началась в 1884 году, были опубликованы только после смерти писателя.
  3. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей: 1) Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» были опубликованы только после смерти писателя – главная часть сложноподчиненного предложения; 2) работа над которым началась в 1884 году – придаточное определительное, соединяется с первой частью при помощи союзного слова КОТОРЫМ, так как находится внутри первой части, то с обеих сторон выделяем ее запятыми.
Ответ: 13

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1901

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств(1) через которые(2) выходят в Интернет(3) ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно(4) что произошёл переломный момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать те цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств, через которые выходят в Интернет, ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно, что произошёл переломный момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.
  3. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 5-и частей: 1) Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств ещё достаточно весома и составляет сейчас 39% — предложение осложнено однородными сказуемыми; 2) через которые выходят в Интернет – придаточное определительное, присоединяемое к 1 части при помощи союзного слова который, выделяем придаточное с двух сторон запятыми; 3) но уже видно – часть сложносочиненного предложения, связанная с 1 частью при помощи союза НО; 4) что произошел переломный момент – придаточное изъяснительное, связанное с 3 частью при помощи союза ЧТО, перед союзом ЧТО ставим запятую; 5) популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны – часть сложного бессоюзного предложения, связанного с 4 частью при помощи двоеточия.
Ответ: 134

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1902

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда он высказал бесполезную мысль вслух(1) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить(2) что не понимает он беспечный российский народ(3) который(4) не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать те цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Когда он высказал бесполезную мысль вслух, его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить, что не понимает он беспечный российский народ, который не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.
  3. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 5-и частей: 1) Когда он высказал бесполезную мысль вслух – придаточное времени, относящееся ко 2 части, отделяем придаточную часть запятой2) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздраженно говорить – главная часть сложноподчиненного предложения, осложненная однородными сказуемыми; 3) что не понимает он беспечный российский народ – придаточное изъяснительное, присоединяется ко 2 части при помощи союза ЧТО, перед союзом ставим запятую; 4) который не только свою жизнь ни во что не ставит – придаточное определительное, соединяется с 3 частью при помощи союзного слова КОТОРЫЙ, перед союзным словом ставим запятую; 5) но и на других ему плевать – часть сложносочиненного предложения, связанного с 4 частью при помощи союза НО.
Ответ: 123

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1903

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы думаем(1) что исследования социальных сетей(2) которые(3) стали столь популярны во всём мире(4) разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии.


  1. Нужно расставить знаки препинания и указать те цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Мы думаем, что исследования социальных сетей, которые стали столь популярны во всём мире, разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии.
  3. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 3-х частей: 1) мы думаем – главная часть сложноподчиненного предложения2) что исследования социальных сетей разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии – придаточное изъяснительное, присоединяется к 1 части при помощи союза ЧТО, перед которым ставим запятую; 3) которые стали популярны во всем мире – придаточное определительное, присоединяется ко 2 части при помощи союзного слова КОТОРЫЙ, перед которым ставим запятую.
Ответ: 124

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1620T

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.
Ответ: 24

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1601

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  1. Вечером солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  3. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  4. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  5. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.

  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером.
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно,  и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться,  а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы ( 1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.
Ответ: 24

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1602

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных.
  5. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.

  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. — Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков,  решений, и это отличает нас от животных. — В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. — В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. — Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.
Ответ: 25

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1603

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
  4. Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных.
  5. Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы.

  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. — Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. — Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. — Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».
Ответ: 14

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1922T

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.

                                                                                                         (К.Г. Паустовский)


Внимательно читаем задание. Расставляем знаки препинания согласно правилами пунктуации русского языка.

Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой – это сложноподчинённое предложение, состоит из 3-х частей: главная часть (я буду считать); перед главным предложением стоит придаточное условия с союзом ЕСЛИ (Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда); после главного предложения стоит придаточное изъяснительное, присоединяется при помощи союза ЧТО (что выполнил свой долг перед литературой).

Сделаем вывод:

(1), (2) не ставим запятую.

(3) ставим запятую, так как она отделяет придаточное условия (ЕСЛИ), которое стоит перед главным предложением.

(4) ставим запятую, так как она отделяет придаточное изъяснительное (ЧТО), которое стоит после главного предложения.

Правильно:

Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой.

Ответ: 34

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER1622T

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.

2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.

3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.


Внимательно читаем предложения. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой:

1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора, так и его симфоническими произведениями – это простое предложение, осложнённое однородными дополнениями, соединёнными союзом КАК…ТАК И. Одну запятую НУЖНО поставить перед второй частью этого союза.

2) Точный, простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям – это простое предложение, осложнённое однородными определениями, которые соединяются при помощи интонации и одиночного союза И. НУЖНО поставить одну запятую между словами точный, простой.

3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями – это простое предложение, осложнённое однородными подлежащими, которые соединяются при помощи союза ИЛИ (ракита или берёзка). Значит, запятая НЕ НУЖНА. Слова мелкими клейкими мы тоже не отделяем запятой, так как это неоднородные определения (первое слово указывает на размер, а второе на свойство листьев).

4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время – это простое предложение, осложнённое однородными обстоятельствами (В преемственности и верности), соединёнными союзом И. Запятая в этом случае НЕ НУЖНА. Ещё есть однородные дополнения, соединённые союзом И (успеха и популярности), которые тоже не отделяются запятой. Также в этом предложении есть усилительная частица И (и содержится …), не требующая запятой.

5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца, и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами – НУЖНА одна запятая между частями сложносочинённого предложения (перед одиночным союзом И).

Ответ: 125

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Вся теория

Имя существительное как часть речиСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Имя прилагательное как часть речиГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов.НЕ с глаголамиФонетический анализ слова. Звуки и буквы.Лексика и фразеология. Фразеологизмы.Морфемика и словообразование. Части слова.Самостоятельные части речиСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСинтаксис. Словосочетание и предложениеГлавные и второстепенные члены предложенияДвусоставные и односоставные предложенияРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияОсложнённое простое предложениеПростое и сложное предложенияСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСинтаксический анализ словосочетания и предложенияИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦУпотребление твёрдого и мягкого знаковПравописание корнейПравописание приставокПравописание суффиксовПравописание Н и ННПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийСлитное и раздельное написание НЕПравописание НЕ и НИПравописание предлогов, союзов и частицПравописание словарных словСлитное, дефисное, раздельное написание словТире между подлежащим и сказуемымЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииИтоговое собеседование 2021Анализ текстаВыразительные средства русского языкаСтили речиФункционально-смысловые типы речиЯзыковые нормыПравила постановки двоеточияСредства связи предложений в текстеТекст как речевое произведениеЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюТире в простом и сложном предложенияхПунктуационный анализ предложенияБаллы ЕГЭ по русскому по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по русскому 2022Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеНаречие как часть речиМестоимение как часть речиОрфоэпияПравописание гласных и согласных в приставкахЧередование звуков. Беглые гласныеМорфемный и словообразовательный разбор словаМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.План подготовки к ЕГЭ по русскомуИтоговое сочинение в 2021-2022 учебном годуГрафика. ОрфографияЛексикография. Словари. Этимология словАббревиатуры и сложносокращённые словаИмя числительное как часть речиКатегория состояния как часть речиПричастие как часть речиМеждометие как часть речиДеепричастие как часть речиПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияОднородные и обособленные члены предложенияПравила переноса словПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса