Двухсотлетний человек • фильм 💡
В 1976 году была опубликована научно-фантастическая повесть Айзека Азимова «Двухсотлетний человек». Произведение о роботе, который мечтал стать человеком, получило три престижные премии («Хьюго», «Локус», «Небьюла»). «Двухсотлетний человек» – это фантастическая драма об уникальном роботе, который благодаря целеустремлённости и иному взгляду на мир смог модифицировать себя, получить признание и стать полноправным членом общества.
Как стать человеком? Достаточно ли только внешне быть похожим на него или нужно нечто большее? Главный герой на наших глазах проходит нелегкий путь от бездушной машины к настоящей личности. Он ищет себя, смысл своего существования, влюбляется, теряет близких… При этом продолжает идти к своей мечте. Чтобы называться «человеком», он проходит длинный путь.
Фильм затрагивает сразу несколько проблем: гуманность, развитие искусственного интеллекта, самопожертвование, ценность свободы, борьба за собственные права, зарождение любви, бессмертие, поиск смысла жизни, роль семьи в жизни человека.
Искусственный интеллект
К проблеме искусственного интеллекта в своих фильмах обращались многие режиссёры: «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика (1968), «Колосс: Проект Форбина» Джозефа Сарджента (1970), «Я, робот» Алекса Пройаса (2004), «Она» Спайка Джонса (2013) и др. Люди всё чаще стали задумываться о том, сможет ли машина обладать способностью самостоятельного анализа, принимать решения хотя бы в какой-то конкретной области.
Режиссёра фильма «Двухсотлетний человек» тоже интересует эта тема. Крис Коламбус задаётся вопросом: сможет ли робот достичь той высоты интеллектуального уровня, каким обладает человек?
Зритель наблюдает за событиями начала нового тысячелетия, а именно периодом глобального технологического прорыва. Люди уже не заводят домашних питомцев и не нанимают прислугу, они покупают себе роботов.
Мартины не исключение. Глава семейства Ричард покупает робота нового поколения NDR-114. Эндрю, так называют Мартины приобретённую машину, запрограммированную выполнять механическую работу: пылесосить, вытирать пыль, мыть посуду, приносить еду. Также в его обязанность входит присмотр за детьми.
Несмотря на полученное имя, робот называет себя «этот».
Этот рад услужить всем.
Робот Эндрю
Робот Эндрю следует «Трём законам» робототехники:
- Не причинять вред человеку и не допускать своим бездействием, чтобы человеку был причинён вред.
- Повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- Заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Вскоре Ричард Мартин обнаруживает у Эндрю выдающиеся способности к творчеству. Робот создаёт большое количество качественных механических часов. Благодаря стараниям Ричарда деревянные произведения пользуются спросом и продаются за хорошие деньги. Мистер Мартин организовывает прибыльный бизнес по их продаже и открывает счёт в банке на имя Эндрю.
Ричард понимает, что Эндрю – непростой робот. Мистер Мартин учит его тем вещам, на которые робот не запрограммирован: шутить и понимать юмор, вести себя в обществе, понимать эмоции людей, читать книги, анализировать. В результате Эндрю постепенно всё больше преображается духовно, становится похожим на человека. Он начинает чувствовать.
Я обязан тебе помочь стать тем, кем ты можешь стать.
Ричард Мартин
С этого момента единственное желание Эндрю – стать полноценным человеком. Он хочет чувствовать всё: вкус пищи, тепло костра, запахи цветов и фруктов, объятия.
Дружба
Каждый из нас имеет потребность в общении. Поэтому очень важно, чтобы рядом был тот, кому можно доверить свои секреты, спросить совета. Другу интересны твоя душа, мысли и увлечения. А что если дружба завязывается не с человеком, а с роботом? Возможны ли такие взаимоотношения? Ответы на эти вопросы можно найти в фильме «Двухсотлетний человек».
Режиссёр Крис Коламбус показывает, что робот тоже умеет дружить. В это легко поверить, достаточно посмотреть на взаимоотношения Эндрю с Амандой («Маленькой мисс») и хозяином Ричардом.
Дружба с Амандой (Маленькой мисс)
Больше всех к Эндрю тянется младшая дочь Ричарда, Аманда. Робот называет девочку «Маленькая мисс». Малышка видит в главном герое нечто большее. Они проводят много времени вместе. Очень трогательный момент в фильме – когда Эндрю вырезает девочке деревянного конька.
Девочка растёт. Между Эндрю и Амандой развивается сильная и глубокая привязанность, они становятся по-настоящему близкими. Девушке хорошо и спокойно с Эндрю. Они понимают друг друга с полуслова, часто играют в две руки на фортепиано. Аманда поддерживает Эндрю в стремлении обрести свободу.
Дружба с Ричардом Мартином
Эндрю и мистера Мартина тоже можно назвать друзьями. Ричард хочет, чтобы робот мог жить среди людей. Он учит Эндрю общению с окружающим миром. Когда Деннис Мэнски, директор компании по производству робототехники, предложит отдать робота на запчасти, мистер Мартин откажется. Ричард говорит, что Эндрю уникален и незаменим.
Вы принимаете механическую неисправность за индивидуальность и очеловечиваете её. Это бытовая техника, а вы относитесь к этому как к человеку.
Деннис Мэнски об Эндрю
Эндрю поддерживает Ричарда, когда тот переживает расставание с дочками. Робот уверяет хозяина, что не оставит его.
Этот ещё здесь.
Эндрю
Впоследствии Эндрю потеряет и мистера Мартина, и Аманду. Его друзья умирают. Несмотря на свою механическую составляющую, главный герой тяжело переживает потерю близких людей.
Свобода
Во все времена свобода очень высоко ценилась. Ради свободы люди были готовы даже расстаться со своей жизнью. Так и для главного героя фильма «Двухсотлетний человек» свобода оказалась важнее бессмертия. Желание Эндрю обрести свободу и независимость становится сильнее с каждым днём. Отдыхая у моря с Амандой и её детьми, главный герой задаётся вопросом, как ему добиться свободы. Девушка говорит, что он и так свободен, в её семье ему давно уже не приказывают, а только просят что-то сделать. Но главному герою этого мало.
Этот горячо желает, чтобы его признали свободным. Похоже, что это [свобода] очень много значит для многих людей. И дорогого стоит.
Размышления Эндрю о свободе
Главный герой больше не хочет быть собственностью. Он пытается выкупить свою свободу у Мартинов. Но Ричарду не нужны деньги, он просто освобождает Эндрю от обязанностей.
Целеустремлённость
Путь к исполнению желаний не всегда прост. Целеустремлённость способствует действиям, которые приближают к цели. Целеустремленность – это, прежде всего, сильное желание достичь чего-то, несмотря на препятствия.
Режиссёр Крис Коламбус на примере робота Эндрю показывает, как проявляется целеустремлённость. Главный герой отправляется в многолетнее путешествие, чтобы найти таких же роботов, как и он сам. На протяжении своего странствия он находит несколько роботов такой же серии, но все они либо выполняли лишь механические функции, либо вовсе вышли из строя.
Эндрю встречает гениального изобретателя Руперта Бёрнса, чей покойный отец когда-то работал в корпорации по изготовлению роботов. Вместе со своей помощницей Галатеей Руперт делает из Эндрю андроида. Главный герой становится похожим на живого мужчину.
Однако Эндрю не останавливается на достигнутом. Вскоре главный герой получает полноценные внутренние органы, сделанные из биосинтетического материала. Теперь он может чувствовать и осязать всё вокруг. Чтобы определиться со своей ролью в обществе и стать полноценным его членом, Эндрю обратится в мировой суд. Он попросит признать его право называться человеком. Но его просьбу отклонят, потому что человек не может быть бессмертным.
Общество может смириться с бессмертным роботом, но мы никогда не смиримся с бессмертным человеком.
Судья объясняет Эндрю, почему он не может считаться человеком
Пройдёт время, и Эндрю пожертвует бессмертием и внесёт кардинальные изменения в свой позитронный мозг. Казалось бы, зачем это всё? Но стать «настоящим» человеком и обрести свободу – вот главная цель главного героя.
Я предпочитаю умереть человеком, чем жить вечность машиной.
Эндрю
Эндрю состарился. Перед смертью он смотрит трансляцию заседания суда, на котором решается вопрос о признании робота NDR-114 человеком и восстановлении его во всех правах. Однако Эндрю умирает за несколько мгновений до выноса положительного решения. Он так и не услышал главных слов в своей жизни, но ему всё же удалось стать тем, кем он себя всегда считал.
Любовь
Режиссёр Крис Коламбус не обходит стороной и тему любви. Без этого чувства не может обойтись даже робот, который всеми силами стремится стать человеком. У Эндрю тоже есть потребность любить и быть любимым. Но возможна ли любовь между роботом и женщиной? В фильме «Двухсотлетний человек» описываются две любовные линии. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Любовь Маленькой мисс к Эндрю
Дружеские чувства Аманды (Маленькой мисс) к Эндрю перерастают в любовь. Девушка замечает, что главный герой не похож на тех, кого она знала. Он добрый, честный и надёжный. Эндрю тоже испытывает тёплые чувства к Аманде, но назвать это любовью сложно.
Перед Амандой стоит сложный выбор: поддаться чувствам, попробовать построить отношения с роботом, но быть отвергнутой обществом или выйти замуж за обычного человека. Девушка решает не испытывать судьбу и принимает предложение своего молодого человека Фрэнка. Маленькая мисс просит Эндрю стать шафером на свадьбе.
Взаимная любовь Эндрю и Порше
После всех трансформаций Эндрю возвращается в дом Мартинов. Там он встречает постаревшую Аманду и её внучку Порше, копию Маленькой мисс. Очень скоро главный герой влюбляется в Порше. Их чувства взаимны. Девушка расстаётся со своим женихом и начинает жить с Эндрю.
Порше, в отличие от Аманды, не думает о том, что скажут окружающие.
Дело не в рациональности, а в том, чтобы следовать своему сердцу.
Порше
Они счастливо живут вместе ещё несколько десятилетий. Порше выглядит на двадцать лет моложе благодаря процедуре по трансплантации искусственных органов и приёму омолаживающих препаратов. Эндрю обеспокоен тем, что его любимая с каждым днём становится ближе к смерти. Он же будет жить вечно. Однако он не хочет оставаться в мире без своей второй половинки. Эндрю принимает серьёзное решение: сделать переливание крови (заменить синтетическую кровь на биологическую). Этот поступок лишает его бессмертия.
Постаревшие Порше и Эндрю лежат в одной палате. Первым умирает главный герой. Порше не хочет жить без любимого, поэтому просит отключить её от аппарата жизнеобеспечения.
Актёры
Главную роль в фильме «Двухсотлетний человек» исполнил гениальный актёр Робин Уильямс. Он решился на своеобразный эксперимент: полфильма был в костюме, который скрывал лицо. Но Уильямс сумел передать эмоции голосом. Несмотря на такое ограничение, актёр блистательно справился с задачей. В ходе фильма он аккуратно меняет образ, искусно передавая новые, глубокие чувства.
Также отлично прописан персонаж Ричард Мартин, которого сыграл Сэм Нилл. Актёр хорошо справился со своей ролью. Он смог убедить зрителя в том, что Эндрю не просто кусок металла, а нечто большее. Именно этот герой поспособствовал раскрытию личности робота.
Не менее важная роль досталась актрисе Эмбет Дэвидц, которая сыграла сначала Маленькую мисс, а после – Порше, внучку Аманды. Оба персонажа смогли вдохновить Эндрю стать тем, кем он всегда мечтал быть. У Эмбет Дэвидц получилось создать два разных характера.
Музыка и спецэффекты
Фильм наполнен проникающими в душу мелодиями американского кинокомпозитора Джеймса Хорнера. Музыка переносит нас в магический мир, в котором возможно превращение робота в человека. Саундтрек Хорнера гармонично влился в эту драматическую кинокартину.
Спецэффекты сделаны достаточно хорошо для того времени. Не видно резиновых вставок на Робине Уильямсе. Все компьютерные эффекты сосредоточились на роботе Эндрю. Важно, что главные и второстепенные герои стареют со временем. Видна кропотливая работа гримёров.
«Двухсотлетний человек» – история, способная растопить лёд в сердце каждого зрителя, восхитить своей искренностью и добротой. Фильм всегда будет на злобу дня, так как в нём поднимаются актуальные вопросы. Кинокартина стоит того, чтобы найти несколько часов для просмотра. Масса положительных эмоций и особое послевкусие гарантированы.