Достучаться до небес • фильм 💡
«Достучаться до небес» – немецкий кинофильм 1997 года сценариста и режиссёра Томаса Яна. Первоначально фильм был известен лишь немецкому зрителю, но вскоре он завоевал огромную популярность во всем мире. Эта культовая картина получила множество наград, а слова главных героев были разобраны на цитаты. Кинолента сентиментальная, безумно смешная и одновременно грустная. Благодаря контрастам эта киноистория приобретает особую магию. Совершенно противоположные типажи главных героев дополняют друг друга, а умение парней выбираться «сухими» из нелепейших ситуаций делают фильм ярким и динамичным. Фильм проникает в душу зрителя и заставляет задуматься о серьёзных вещах: жизни и смерти, мечтах, свободе, ценности и смысле человеческого существования.
Мечта
Считается, что жить без мечты невозможно. Даже незначительные мечты ценны. Они греют душу, дают стимулы для существования. А перед лицом смерти потребность в мечте возрастает во сто крат. Какие желания могут появиться у смертельно больных людей? К этой теме обращается режиссёр Томас Ян в кинокартине «Достучаться до небес».
«Достучаться до небес» – это история о двух молодых парнях, которые оказываются в одной палате из-за смертельного диагноза: у Мартина неоперабельная опухоль головного мозга «с теннисный мяч», а у Руди саркома кости.
– Ну, Вы и огорошили. <…> И сколько мне ещё осталось?
– Нисколько.
Мартин и доктор
– Но против рака или СПИДа у вас ничего нет.
– Всегда будет болезни, против которых мы бессильны.
Руди и доктор
Главные герои – противоположности. Мартин Брест – развязный молодой человек, бунтарь, для которого не существует правил. Руди Вурлитцер – законопослушный, тихий и скромный парень. При других обстоятельствах они вряд ли бы нашли точки соприкосновения.
Смерть – очень неприятная форма бытия.
Руди о смерти
С первых же минут становится понятно: никто не застрахован от тяжелой болезни или смерти. Вне зависимости от социального поведения и привычек невесёлые перспективы могут ожидать любого человека. Зритель проникается сочувствием, состраданием и симпатией к главным героям.
– Закури… так легче.
– Курить? Нет, это опасно для здоровья.
– У тебя же не рак легких.
Мартин обращается к Руди
За распитием текилы Мартин узнаёт, что Руди никогда не был на море.
– Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась… И губы жжёт подруги поцелуй, пропитанный слезой.
– Я не был на море.
– Ладно, не заливай. Ни разу не был на море? Уже постучались на небеса, накачались текилой, буквально проводили себя в последний путь… А ты на море-то не побывал…
– Не успел, не вышло…
– Не знал, что на небесах никуда без этого? Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно… Там, наверху, тебя окрестят лохом.
Разговор о море Руди и Мартина
Именно этот разговор является формообразующим элементом фильма. Полученный диагноз мотивирует мужчин в последние дни своей жизни отправиться к морю. Это будет их последнее путешествие.
Добро и зло
Имеет ли право человек со смертельным недугом бросаться во все тяжкие? Где та грань, переступив через которую будут затрагиваться интересы и права других людей? Именно над этими вопросами задумывается зритель при просмотре киноленты «Достучаться до небес».
Ради последней в своей жизни цели главные герои сбегают из больницы. Первое преступление друзья по несчастью совершают на стоянке госпиталя: они угоняют шикарный «мерседес» небесного цвета. Мартин и Руди садятся в машину и отправляются навстречу новым приключениям.
Чтобы достать денег на свои нужды, Мартин и Руди преступают закон ещё раз и грабят автозаправку. Мужчины не хотят себе ни в чём отказывать, поэтому решают ограбить банк.
– Алло. Меня зовут Мартин Брест. Как видите, я как раз граблю ваш вшивый банк. А то понимаете, выбрал себе клёвую одёжку, а расплатиться не в силах.
– Камера звук не записывает. Но слова я передам.
Мартин и работник банка
Потом парни находят в багажнике украденного автомобиля кейс с миллионом немецких марок. Оказывается, что машина, которую они угнали, принадлежит серьёзным гангстерам. Но Руди и Мартина совершенно не волнует то, что это чужие деньги. Они продолжают путь к морю, скрываясь от полиции и бандитов.
На самом деле, эту парочку нельзя назвать настоящими преступниками. Режиссёр намеренно преувеличивает. Гротеск – это инструмент, с помощью которого Томас Ян передаёт главную мысль. По его мнению, человек должен жить полной жизнью, тем более, если осталось так мало. Зрителю нужно быть внимательнее и отделять зёрна от плевел.
Часто люди проживают свою жизнь по конкретным правилам и принципам, которые ограничивают во всем, даже в реализации собственных желаний. Чтобы жизнь не пролетела мимо нас, иногда нужно выходить за жёсткие рамки.
Сколько всего в жизни мы хотели сделать, но всегда откладывали на потом? Ведь никому неизвестно, когда придёт время стучаться в небесную дверь. Может быть, завтра не наступит никогда. Нужно жить здесь и сейчас. Именно на это хочет обратить внимание Томас Ян в фильме «Достучаться до небес».
Отдельно стоит сказать о гангстерах-напарниках, которые хотели поймать главных героев. Мужчины на протяжении всего фильма ругаются. Араб-эмигрант Абдул неправильно говорит по-немецки, а Хэнк не упускает случая посмеяться над товарищем. Абдул же воспринимает всё буквально. Преступники выглядят комично и не вызывают негатива у зрителей.
– Зачем воспитываешь моё терпение?
– Испытывать терпение!
– Зинаю…
Хэнк поправляет Абдула
Жизненные ценности
Ценностями в жизни каждый из нас считает абсолютно разные вещи. Одни ценят больше всего семью, другие – карьеру и деньги. Некоторые не могут представить свою жизнь без любви. Именно о различии жизненных ценностей заставляет задуматься фильм «Достучаться до небес».
Какие жизненные ценности должны занимать главенствующее положение у людей, которые скоро умрут? Режиссёр киноленты хочет, чтобы зритель сам поразмыслил над этим.
В одном из отелей главные герои составляют список неисполненных желаний. Руди и Мартин понимают, что жить им осталось недолго, поэтому выполнить всё написанное не удастся. Они оставляют только по одному пункту из списка друг друга.
Мартин хочет подарить маме розовый «кадиллак», точно такой, как певец Элвис Пресли подарил своей матери. Молодой человек, несмотря на погоню, осуществил мечту из списка и сделал родного человека чуточку счастливее. Основной жизненной ценностью Мартина перед лицом смерти оказывается семья, а именно – мать.
Желание застенчивого и воспитанного Руди примитивнее – переспать с двумя женщинами одновременно. Его мечта исполняется в борделе. Перед смертью молодой человек не задумывается о духовном, он предпочитает физическое удовлетворение.
На примере Мартина и Руди зритель понимает, что ценности у всех разные. Для кого-то важно сделать счастливыми близких, а над кем-то берут верх животные инстинкты.
Бедность и богатство
В фильме «Достучаться до небес» отношение героев к деньгам служит инструментом для выявления определенных проблем и обличения характеров. Так, Томас Ян добавляет Мартину и Руди привлекательности их умением с лёгкостью расставаться с деньгами. Мужчины оставляют хорошие чаевые работнику отеля, продавщице, таксисту.
После титров зритель видит короткую сцену, в которой полицейский (друг владельца заправки, ограбленной Руди и Мартином) находит у мужчины пачку бумажных купюр. Тот рассказывает, что деньги пришли ему по почте. Это было отправление от неизвестных ему Мартина и Руди. Тогда страж порядка спрашивает: «Кто же эти небесные ангелы Руди и Мартин?». На что задержанный отвечает, что и сам не знает этих парней.
Остальные персонажи фильма показаны в комичном и глуповатом виде. Все без исключения проявляют искренний восторг от финансовых подачек Руди и Мартина. Кажется, что эти люди готовы пойти на всё, чтобы заполучить деньги. Единственное, что их интересует – материальное.
Смерть
Друзья уже совсем близко. Мартин и Руди выходят на берег и безмолвно любуются завораживающим видом бескрайнего моря. Они вслушиваются в шум прибрежных волн, вглядываются в даль и попивают текилу. Это невероятное приключение началось с глотка текилы и им же окончилось.
Мартин курит сигарету, потом падает набок и умирает. Руди садится рядом и продолжает смотреть на море. Они добрались до цели, достучались до небес. Теперь уже умирать не страшно.
Актёрский состав
Роль Мартина Бреста была исполнена харизматичным Тилем Швайгером. Немецкий актёр отлично сыграл самоуверенного, нагловатого и одновременно очень обаятельного молодого человека. Тилю Швайгеру удалось передать не только своенравность героя, но и его доброту. Ведь из своего списка заветных желаний он выбрал одно – исполнение мечты своей матери. После выхода фильма актёр обрёл огромное количество поклонниц по всему миру.
Роль скромного парня Руди Вурлицера сыграл Ян Йозеф Лиферс. Эта роль стала одной из самых значимых в кинокарьере актера. Его персонаж получился необыкновенно трогательным, искренним и добрым.
В роли бандита Абдулы снялся Мориц Блайбтрой. Роль второго плана в этом фильме блестяще удалась актёру. Бандита Хэнка сыграл Тьерри Ван Веррике – известный актер Люксембурга. Эти незадачливые мафиози совершают нелепые поступки, но при этом остаются невозмутимыми.
Актёр голландского происхождения Хуб Сапель сыграл роль криминального авторитета Фрэнка. Хуб снабдил своего героя интересными красками.
Интересно, что режиссёр фильма Томас Ян тоже снялся в одной из эпизодических ролей. Он сыграл молодого таксиста в синей кепке (сцена, в которой герои покупают автомобиль фрау Брест). За свои услуги он получает от Руди и Мартина целую пачку купюр.
Музыка
«Knockin` On Heaven`s Door» – название песни американского исполнителя Боба Дилана. Именно эта песня послужила основой для названия самого фильма и стала его заглавной композицией. Однако в киноленте исполняет её немецкая группа «Selig». Буквальный перевод названия звучит как «постучавшись в небесную дверь» (иначе говоря, «стоя на пороге смерти»).
Саундтрек стал визитной карточкой фильма и понравился зрителям и критикам. Музыка в киноленте выбрана с учётом тех чувств и эмоций, которые испытывает зритель при просмотре отдельно взятых эпизодов.
Прекрасная романтическая трагикомедия несёт в себе положительную атмосферу, которая так нужна зрителю. После просмотра киноленты немецкого производства «Достучаться до небес» точно не останется ощущения напрасно потраченного времени.
Этот фильм не нуждается в дорогих спецэффектах и каких-либо киноприёмах. Он близок зрителю именно своей душевностью, простотой. Тема жизни и смерти, поднятая в киноленте, близка и понятна каждому человеку. Эта лента останется такой же востребованной и интересной ещё через много лет.
Поле просмотра понимаешь, что нужно жить сегодняшним днём, не откладывать важные вещи на потом. У главных героев Мартина и Руди получилось достучаться до сердца зрителя. Эти персонажи заставили по-другому смотреть на жизнь, иначе расставлять жизненные приоритеты и проявлять внимание к близким людям, заботиться о них.