Спасти рядового Райана • фильм 💡
«Спасти рядового Райана» – американская эпическая военная драма, описывающая события во время Нормандской операции Второй мировой войны. В центре внимания Стивена Спилберга общечеловеческие темы: самопожертвование, помощь, сострадание, военная этика и человечность. Личность в знаменитой кинокартине выдвигается на первый план. Режиссёр показывает, как война меняет людей. Зрителю приходится отвечать на сложные вопросы: достоин ли один человек жизней нескольких солдат? Позволительно ли жалеть военнопленного, который минуту назад убивал твоих товарищей?
Интересно! Есть мнение, что фильм основан на реальных событиях, произошедших с четырьмя американскими братьями Ниландами во время Второй мировой войны. Двое из них пережили войну, но какое-то время считалось, что выжил только один – Фредерик «Фриц» Ниланд. После сообщения о гибели трёх его братьев Фрица отправили домой в Соединенные Штаты. Позже выяснилось, что его брат Эдвард был жив: на самом деле был пленником в японском лагере в Бирме.
Война и мир
Фильм начинается с воспоминаний пожилого Райана. Ветеран войны идёт вместе с большой семьёй по мемориальному кладбищу. Воспоминания уносят его в прошлое. Перед зрителем разворачивается батальная сцена раннего туманного утра 6 июня 1944 года: высадка американских батальонов в Нормандии. Это высшая по накалу картина, поражающая своей жестокостью и натуралистичностью. Массовый героизм, гора изуродованных человеческих тел, море и песок, побагровевшие от крови, обожжённые лица. Но это война, а она сама по себе – вещь беспощадная.
Больше 150 тысяч американских солдат высаживаются на берегах Нормандии на пляже Омаха-бич. Рейнджеры идут навстречу смерти. Их поджидают укреплённые позиции врага. Американцы попадают под шквал огня немецких пулемётчиков. Всё это сопровождается ужасными картинами. Солдаты ищут свои оторванные конечности под огнём противника. Боец радуется успешному рикошету от шлема, и в следующее мгновение вторая пуля пронизывает его череп. Медики пытаются оказать помощь, рискуя каждую секунду быть убитыми.
Рейнджеры ценой собственных жизней вместе с командиром Джоном Миллером, главным героем, прорывают линию обороны врага. В фильме показано, как на войне внутренний мир, опыт человека, его мечты и стремления теряют значимость перед дулом вражеского оружия. Солдаты превращаются в мешки, набитые кровью и костями.
Военные действия контрастируют с рассказами солдат об их мирной жизни. Особенность картины в том, что бойцы не безлики. Это не супергерои, а обычные люди. Они останавливаются на привалы, делятся воспоминаниями, переживаниями и мечтами. У каждого их них своя проникновенная история. Эпизод, когда солдаты слушают Эдит Пиаф перед боем, великолепен. В этом моменте, противопоставленном войне, зритель видит простых парней, которые мечтают о доме и хотят вернуться к своим мамам, жёнам, подругам, друзьям.
Главный герой фильма, капитан Джон Миллер, последние одиннадцать лет работал школьным учителем, каждую весну тренировал школьную бейсбольную команду. Он хочет поскорее вернуться живым к своей жене. Миллер не показывает чувств, не хочет, чтобы солдаты видели его слезы по погибшим товарищам. Незнакомые ребята стали для него второй семьёй. Каждая потеря – личная трагедия капитана, к которой нельзя привыкнуть. Количество погибших в его роте – 35 человек. И только рука, дрожащая в моменты волнения, выдает его.
А с какими глазами медик Ирвин Уэйд рассказывает о том, как он маленький притворялся, что спит, когда его мама приходила с работы. Он просто не хотел с ней говорить… Уэйд очень сожалел о том, что не ценил каждую минуту и не уделял внимание близким людям.
Как видно из этих сцен, страна для режиссёра – это простые солдаты. Важен и ценен каждый из них. Стивен Спилберг психологически точно показывает стремление бойцов к добру, дружбе и любви даже в такое непростое время. Однако сейчас им приходится убивать, кем бы они ни был раньше и каких бы идей не придерживались.
Добро и зло
Между тем далеко в тылу машинистка видит сразу в нескольких «похоронках» одну и ту же фамилию – Райан. Быстро выясняется, что это братья. В живых из четверых остаётся только один, и он прямо сейчас находится где-то во Франции. Командование отдаёт приказ: найти последнего Райана и эвакуировать его домой к безутешной матери. Это и есть завязка фильма.
Такое решение говорит лишь об одном: высшие офицеры проявили огромное милосердие по отношению к простому солдату. Это военный гуманизм. Трудно представить себе совещание командующих, беспокоящихся о судьбе одного рядового. Но так режиссёр создаёт сильный эффект от сцены. Зритель видит единение сил добра ради благородной цели. В гуманистической миссии появляется философский смысл.
Выполнить приказ должен капитан Миллер. Персонаж Тома Хэнкса собирает себе команду, но с ужасом обнаруживает, что многих из его отряда уже нет в живых. В итоге Джон берёт в смертельный поход восемь бойцов. Акцент в фильме сделан именно на отряде, отправленном в тыл немецких войск, чтобы выполнить, на первый взгляд, странный приказ.
Отзывчивость и равнодушие
В первую очередь Стивен Спилберг заставляет задуматься о человечности среди бесчеловечности войны. Многие из отряда капитана Джона Миллера не были безразличны к чужому горю. Так, зритель видит, как пытается спастись обездоленное гражданское население оккупированной Франции. Родители в отчаянье. Они думают, что с солдатами их детям будет безопаснее. Рядовой Адриан Капарзо не может остаться в стороне. Он хочет спасти маленькую девочку, в результате чего сам гибнет от вражеской пули.
Очень трогательная и символичная сцена, в которой умирающий персонаж Вин Дизеля просит напарника переписать письмо отцу, так как оно запачкалось его кровью. Боевой товарищ выполняет просьбу. Вскоре письмо переходит к капитану Миллеру, а потом к последнему выжившему из отряда. Письмо – это скрепляющий всех героев сюжетный элемент, который добавляет картине глубину. Оно становится символом товарищества, боевого братства и верности друг другу.
Следующий, кто послушал сердце – капрал Тимоти Апхэм. Молодому человеку становится жалко военнопленного, по вине которого погиб один из его товарищей. Немец не стрелял сам, но помогал пулемётчику. Апхэм говорит, что нужно оставаться людьми и следовать конвенции. Проблема в том, что этот же немец убьёт капитана Миллера в конце фильма.
Дальше начинается моральная дилемма. Остальные бойцы хотят пристрелить немца. Они понимают, что оставить врага в живых – глупость. Немец не хочет умирать. Он копает могилу, поёт американский гимн, ругает Адольфа Гитлера. Однако капитан Миллер решает отпустить врага. Главный герой говорит, что с каждым убийством он становится всё дальше и дальше от дома. Можно предположить, что персонаж Хэнкса устал от бесконечных смертей.
Но и равнодушие на войне вовсе не редкость. Зритель видит, что бойцов перестаёт пугать даже такая чудовищная вещь как смерть. Каждый день на их глазах кто-то умирает, поэтому смерть становится обыденностью. Сцена, в которой участники спасательного отряда играют в покер жетонами погибших на поле боя солдат, только доказывает это. Однако не все бойцы успели очерстветь. Проходящие мимо осуждают такое поведение военных.
Трусость и смелость
В фильме «Спасти рядового Райана» основное внимание режиссёра уделено тому, как война влияет на характеры тех, кто столкнулся с ней. У Стивена Спилберга персонажи и их изменения, произошедшие с ними, прописаны восхитительно.
Зрителю интересно смотреть за взрослением капрала Тимоти Апхэма, уже упомянутого выше. Раньше этот парень никогда не участвовал в бою. Его шок от происходящего на поле боя и трусость понятны. Молодому человеку не хватает смелости помочь Стэнли Меллишу. Его товарищ умирает от рук немца, пока Апхэм сидит на ступенях за стеной, трясясь от страха. Если бы Тимоти помог Меллишу, то солдат остался бы жив.
Война воспитывает чувство, мобилизует волю, совершенствует физическое состояние и сталкивает людей так стремительно и жестко, в таких критических ситуациях, что человек проверяется человеком.
Тимоти Апхэм
После этого у Апхэма рушатся иллюзии насчёт войны. Его идеалы о правильном и неправильном дают большую трещину. Всё это усугубляется тем, что немец, которого он пожалел, убил капитана Миллера.
Однако многие из бойцов проявляют недюжинную смелось. Они находят рядового Джеймса Райана в городке Рамелль. Парню объясняют, что нужно ехать домой к матери. Но Джеймс проявляет себя как настоящий солдат. Он отказывается бросать своих. Молодой человек понимает, что война ставит всех на равные условия.
Я приму здесь смерть с единственными оставшимися братьями.
Джеймс Райан
Бойцы из отряда Миллера не оставляют Джеймса Райана и других солдат в беде. Они готовятся оборонять мост, к которому рвутся немецкие танки. Рейнджеры принимают последний бой.
Медик Ирвин Уэйд, неприметный член отряда спасения, является второстепенным персонажем, которому не занимать смелости. Под неустанным огнём противника он делает всё возможное, чтобы спасти жизни и здоровье раненых. В ходе одного из боёв медик погибает. В этой сцене хорошо показана полевая медицина и то, как хорошо Уэйд научил бойцов пользоваться необходимыми препаратами.
Не менее отважный персонаж – сержант Майкл Хорват. Зритель видит, как мужчина набирает в алюминиевую баночку землю Франции и складывает в походную сумку, где уже есть такие же с надписями «Африка» и «Италия». Эта сцена подчеркивает путь простого рейнджера армии США по фронтам Второй Мировой. Он героически сражается до самого конца, защищая товарищей по оружию. Также Хорват верен Миллеру, он всегда защищает своего капитана.
Режиссёр показывает, что солдатам помогает справиться со страхом религия, вера. Многие бойцы из отряда Миллера молились, проходя через все круги военного ада. Один из солдат целовал свой нательный крестик перед боем. Рядовой Капарзо снял с шеи свой крестик и отдал маленькой девочке. Наверное, солдат надеялся, что это убережёт ребёнка.
О Господи, на тебя уповаю, пусть мне не будет за себя стыдно, пусть враги не одолеют меня!
снайпер Дэниель Джексон
Господь на нашей стороне, кто, черт возьми, может быть на их?!
рядовой Ричард Райбен
Показательно то, что в отряде Миллера был еврей – Стэнли Меллиш. Фамилия рядового Адриана Капарзо указывает на его итальянское происхождение. Так Стивен Спилберг обращает внимание на то, что люди различной национальности были едины. Они внесли общий вклад в нелёгкое дело. А единство было ключом к победе над врагом.
Истинные ценности
Джон Миллер – это человек долга и слова, с большим сердцем и стальным характером. Он не отказывается выполнять приказ по поиску рядового Райана. Персонаж Хэнкса делает то, что должен. Главная задача для него – выиграть войну. Сделать это можно, по мнению капитана, только в том случае, если выполнить тысячи приказов по всей линии фронта. Возвращение домой рядового Райана может показаться не слишком важным, но это винтик в огромной машине Второй Мировой. Когда все приказы будут выполнены, солдаты наконец вернуться домой.
Только так я смогу вернуться к своей жене.
Джон Миллер
Капитан говорит о том, что, возможно, спасая рядового Райана, они совершают самый моральный поступок в жизни. Он надеется, что парень будет достоин этого:
Уж лучше бы этот Райан стоил того. Лучше бы поехал домой и лечил болезни или изобрёл долговечную лампочку или что-то в этом роде.
Джон Миллер
Но не все разделяют мнение капитана Миллера. Практически весь фильм между отправленными на задание солдатами идёт спор о том, стоит ли Джеймс Райан их жизней. Рядовой Ричард Райбен чуть было не оставил свой отряд, так как считал миссию спасения чистым безумием. По его мнению, такое расточительство жизнями солдат нерационально. Но он остаётся верен своему долгу, командиру, Америке.
Стивен Спилберг сосредоточивается на самых простых и обычных людях, которых в реальности было множество. Они совсем не похожи друг на друга, но их объединяет нечто сильное: они готовы отдать жизнь за своего «брата по оружию».
Их цель – победа над немцами. У бойцов был выбор: обойти противника стороной, чтобы не пострадать во время поиска Райана, или исполнить свой долг и освободить земли от врага, вступив в бой с немцами. Главный герой и остальные солдаты выбирают второй вариант. Они мужественно сражаются. Значит, для них было важно не только спасти Райана, но и избавить человечество от нацизма. Бойцы нашли Райана, но не бросили тех, кому нужна была помощь.
Во время обороны моста американцы несут большие потери. Капитан Миллер и Райан сражаются плечом к плечу. Получив тяжелую рану, главный герой говорит юноше, что надеется, что тот проживёт жизнь достойно. Он умирает на глазах у рядового. Во фразе «Будь достоин» и заключается главная идея всего фильма. Так режиссёр доносит до зрителя простую истину: эти люди погибли за нас, поэтому нужно жить достойно и не забывать об их героических поступках. Нужно всеми силами сохранять мир и не повторять ошибки прошлого!
В конце фильма выясняется, что пожилой мужчина на кладбище – тот самый Джеймс Райан. Он пришёл на могилу капитана Миллера. Старик пытается сдержать набегающие слёзы. Он говорит шёпотом, что старался прожить жизнь достойно. Значит, все жертвы и лишения, которые Миллер и его бойцы претерпели ради его спасения, были оправданы.
Фильм силён в плане смысловой нагрузки. При просмотре картины зритель находится в напряжении, создаётся эффект присутствия на ожесточённых боях. Высадка на берегах Нормандии, паника, море крови, стоны солдат, оружие… В происходящем ни капли не сомневаешься. Телом овладевает страх. Общий тон войны передан точно. «Спасти рядового Райана» – это не только панорама страшных военных событий, не только военный фильм, но и драма каждого героя-солдата. Кому-то отводится всего несколько минут экранного времени, но у каждого солдата своя история, трагически оборванная войной.
Актёрский состав
Капитан Джон Миллер в исполнении Тома Хэнкса очень убедителен. Его трясущиеся руки говорят о многом. Актёр играет главного героя – человека с сильным характером и стержнем в душе.
Бравого солдата Джеймса Райана, на поиски которого и отправился отряд Миллера, сыграл американский актёр Мэтт Деймон.
Противоречивого персонажа – капрала Тимоти Апхэма – сыграл Джереми Дэвис.
Роль снайпера Даниеля Джексона досталась Барри Пепперу.
Отлично передал характер опытного вояки Майкла Хорвата из отряда Миллера американский актёр Том Сайзмор.
Роль американского солдата еврейского происхождения досталась Адаму Голдбергу.
Смелого медика, готового помочь любому, сыграл Джованни Рибизи.