Побег из Шоушенка • фильм 💡

1994, США Фрэнк Дарабонт • драма В главных ролях: Тим Роббинс, Морган Фриман, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун • Главные герои: Энди Дюфрейн, Бойд Рэддинг, Боб Гантон, Брукс Хэтлен •

«Побег из Шоушенка» – это американский драматический фильм режиссёра и сценариста Фрэнка Дарабонта, снятый по мотивам повести Стивена Кинга. Кинолента рассказывает историю банкира Энди Дюфрейна, который был приговорён к пожизненному заключению в государственной тюрьме Шоушенка за убийство своей жены и её любовника. Однако обвинение оказывается ложным. Эта картина о судьбе, свободе, надежде, силе духа, стремлении, вере, осмысленности и принятии.

C:Users1DocumentsGOMPlayerCaptureПобег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_000782740.png

Истинные ценности

Режиссёр показывает, как Дюфрейн пытается сохранить человечность и надежду в условиях физического и психологического заключения. Зритель видит, что Энди тратит свою энергию не на себя, не на своё благо, а на благо всех заключённых. Его талант организатора и душевная сила не просто создают какие-то материальные ценности: новую библиотеку, мастерские, но меняют мир вокруг него. У заключённых просыпаются человеческие качества. Возможность читать, просвещаться, заниматься ремёслами пробуждает в них ощущение себя как личностей. Энди даже учит молодого вора грамоте. Он превращает тюрьму в место самосовершенствования.

Энди учит заключённых грамоте

Энди учит заключённых грамоте

До появления Энди тюрьма была местом пыток, насилия и безысходности, в котором ничего не менялось, никто не менялся. С приходом Дюфрейна Шоушенк становится по-настоящему исправительно-воспитательным учреждением. Благодаря этому парню в месте, где уже давно все только существовали, появляется жизнь. Заключение перестаёт быть пыткой. Энди находит красоту в там, где её в принципе быть не может. Он постоянно повторяет о том, что во всем можно найти прекрасное, если посмотреть внимательнее. Дюфрейн старается показать другим заключённым, что для них ещё не все потеряно и у них есть причины сохранять надежду.

Добрые дела, которые совершает Энди, важнее, чем наказание, которое последует за это. Он готов отсидеть в карцере. Здесь главное то, что герой не озлобился из-за ложного обвинения в убийстве жены! Всё это уходит корнями в саму суть фильма. Независимо от того, насколько плоха ваша жизнь, – есть выход. Каждый может сделать свою жизнь лучше. Всё, что нужно – действовать и не падать духом. Благодаря тяжёлой работе Энди смог улучшить жизнь других заключённых.

Заключённые пьют пиво на крыше.

Заключённые пьют пиво на крыше.

Для понимания истинных ценностей Дюфрейна важен эпизод, когда герою удалось договориться с начальником охраны о холодном пиве для каждого из заключённых, работавших на крыше. Это получилось сделать благодаря тому, что Энди был высокопрофессиональным финансистом. Он дал Байрону Хедли совет, как законным способом избежать уплаты налога при получении наследства. Сам Энди не пил пиво, а радовался за других.

Мы сидели и пили пиво, солнце грело нам плечи, было такое ощущение, что мы свободные люди.

Рэд

Добро и зло

В противовес Дюфрейну Дарабонт показывает начальника тюрьмы Сэмюэля Нортона – жадного диктатора, не терпящего возражений. Он берёт на службу Энди, чтобы обойти закон ради личного обогащения. Это иллюстрирует алчность человека и несправедливость. Нортон – типичный чиновник-взяточник, использующий любые рычаги давления на подневольных. Для начальника тюрьмы заключённые – рабы. С его согласия заключённых держат в бесконечной петле насилия.

C:Users1DocumentsGOMPlayerCaptureПобег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_004507670.png

Коридоры тюрьмы Шоушенк

Персонаж Боба Гантона (Нортон) – это беспринципный и меркантильный мужчина. У зрителя он вызывает отвращение и ненависть, но без него невозможно раскрыть характеры Энди и Рэда. Фрэнк Дарабонт использует классический приём: чтобы увидеть хорошее, нужно показать плохое. Задумка режиссера состояла в том, чтобы показать, что любое действие имеет последствия. В конце прогнившая система заключения должна быть уничтожена. Для этого тюремщики в фильме показаны более жестокими и беспощадными, чтобы действия Энди, кража денег и уличение начальника в убийстве выглядели оправданными и понятными зрителю.

То добро, которое Дюфрейн приносит другим, более важно, чем зло, которое приходит к нему. Энди помогает начальнику тюрьмы Нортону проводить финансовые махинации. Парень понимает: чтобы добиться чего-то хорошего, придётся делать и плохое.

Знаешь, на воле я был самым честным человеком. И таким прямым как стрела. Стоило сесть в тюрьму и я стал настоящим преступником.

Энди Дюфрейн

Он готов нарушать правила и делать плохие вещи, чтобы сделать что-то хорошее для других. В картине Фрэнка Дарабонта есть скрытый смысл. Речь здесь идёт о наказании зла. В конце концов Энди восстанавливает справедливость: все его плохие действия приводят к свержению Нортона.

Администрация тюрьмы считает, что заключённые – это никто, поэтому с ними можно делать всё, что угодно, даже убить. Так происходит в первый же день с одним из новичков, которого охранник забивает до смерти. Ещё одно убийство совершает Нортон. Он лишает жизни молодого вора Томми, который хотел рассказать о невиновности Энди. Таким образом режиссёр показывает беззащитность человека перед этой системой, произвол охранников.

Нортон убивает Томми

Нортон убивает Томми

Ещё один важный персонаж, на которого следует обратить внимание – Рэд. Он отбывает свой пожизненный срок за тройное убийство. Но именно в нём зритель видит больше человечности, чем в начальнике тюрьмы или охранниках. Яркий и брутальный юноша Рэд попадает в тюрьму, где становится сентиментальным стариком.

Вера и лицемерие

Для Нортона Библия – это высший закон. Но трактует он его сообразно со своим мировоззрением. Он говорит: «Я верю в две вещи: в дисциплину и Библию». Богом, по его мнению, является он сам. Заключённые – это бесправная рабочая сила для его корыстных устремлений, его амбиций. На стене его кабинета висит картина с вышитыми словами: «И да придёт суд Его, и не уйти от него», а за ней скрыт сейф, в котором директор утаивает своё финансовое жульничество. Начальник тюрьмы ведёт крайне лицемерный образ жизни. Когда никто не видит, он нарушает собственные же правила. Нортон только притворяется набожным человеком. Он цитирует Библию, акцентируя внимание лишь на том, что может оправдать его поступки.

Обезличивание и свобода

Главная цель охранников и начальника тюрьмы Сэмюэля Нортона – это уничтожение личности, внедрение новых правил и идей, изменение внутренних ценностей человека. От них зависит то, как будут себя чувствовать заключённые. Надзиратели хотят сделать из людей обезличенных марионеток, которые смогут лишь существовать в обществе, но не жить. В тюрьме все теряли свою индивидуальность. Сформировавшийся в этих стенах цикл породил в заключенных зависимость от них.

Заключенные.

Заключенные.

Сначала ты ненавидишь эти стены, потом – привыкаешь, ну а когда просидишь здесь достаточно долго – получается, что ты от них зависишь.

Рэд

Режиссёр фильма поднимает проблему обезличивания заключённых. Дарабонт обращает внимание на состояние системы наказания. Он показывает, что происходит с человеком, который попал в машину правосудия. Начинается искоренение личности заключённых, внедрение в их сознание совершенно новых идей, правил, установок, убеждений, ценностей, моделей поведения. Тюрьма даёт им совершенно новую роль в обществе.

Шоушенк лишает заключённых социальной жизни, а затем оставляет их изгоями в реальном мире. Тех, кто был пожизненно заключён, выпускают на свободу лишь тогда, когда они становятся обезличенными. Им чужда та жизнь, те порядки, законы и правила, которые существуют на воле. Они отчаянно ищут смысл жизни, но не могут его найти. Выйдя за тюремные ворота, они оказываются неспособны жить нормальной жизнью. Вне тюремных стен человек должен сам думать, сам отвечать за себя, за свои действия. А заключённые этого делать не умеют. И спасением от свободы для тех, кто просидел в тюрьме всю свою молодость, становится только петля на шее.

Так, тюремный библиотекарь Брукс Хэтлен узнаёт о том, что он освобождён досрочно. Эта новость шокирует старика, ведь он полвека просидел за решёткой. Его выпускают на свободу, когда он уже не может жить в обществе. Брукс покидает Шоушенк, но его жизнь на воле идёт под откос. Тюрьма лишила его индивидуальности, оставив лишь оболочку его прежнего «я». Он не может найти своё место в новом мире и кончает жизнь самоубийством, повесившись в номере дешевой гостиницы. Именно на примере этого героя показана вся суть системы заключения.

Брукс не может поверить в то, что он скоро освободится.

Брукс не может поверить в то, что он скоро освободится.

В одной из ключевых сцен Рэд произносит следующее:

Брукс – нормальный мужик. Просто он тюремный человек. Он сидит здесь уже 50 лет. Тюрьма – это все, что он знает. Здесь он важный человек, образованный. На воле он бывший заключённый старик, который абсолютно никому не нужен. Понимаешь, о чём я?

Рэд

Очевидно, что Брукс – хороший человек, который в юности совершил плохой поступок. Мы видим, как он любит свою птичку и как хорошо относится к окружающим. Единственный момент, когда он проявляет жестокость – это день, когда он узнаёт о своём освобождении. И когда его освобождают, он совершенно не вписывается в реальный мир.

Также зритель видит каждые 10 лет героя Моргана Фримана перед комиссией по помилованию. Рэду постоянно задают один и тот же вопрос: «Вы перевоспитались?» Два раза ему отказывают в досрочном освобождении. И только в третий раз он получает свободу. А почему? Потому что Энди разбудил его душу. Сначала он просто выходил и говорил формальности: «Я исправился. Я не опасен для общества». Рэд не видел для себя причин, чтобы бороться, сражаться за свободу. Он принял эти холодные каменные стены и забыл, какого это иметь мечты.

И только в третий раз его слова зазвучали убедительно. Хотя он даже не просил о помиловании. Он просто искренне говорил, что в тюрьму сел один человек, а перед комиссией стоит совершенно другой человек. И ему всё равно, какой штамп комиссия поставит. В отличие от Брукса Рэд смог найти себя в новом для него мире.

Дружба и искупление

Мало кому известно оригинальное название повести Стивена Кинга, по которой был снят фильм – «Рита Хейворт и искупление Шоушенка». Позже и оно было изменено. Книга тиражировалась как «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». Когда пришло время её экранизации, было решено оставить только вторую часть и немного преобразить её. Так появился «Побег из Шоушенка». Однако при этом потерялся истинный смысл картины. Ведь главная сюжетная линия – искупление. Но к чему или к кому оно относится? Можно предположить, что к Дюфрейну, вокруг которого и выстраивается история. Только у Энди не было причин для искупления. Он попал в тюрьму по ложному обвинению. Чего не скажешь о Рэде.

Энди и Рэд

Энди и Рэд

– Вот что я тебе скажу, друг мой. Надежда – опасная штука. Надежда может свести человека с ума. Здесь надежде не место. И ты лучше привыкни к этой мысли. (Рэд)

– Так же как и Брукс? (Энди)

Герой Моргана Фримана был слеп к своему пожизненному заключению, но Дюфрейн стал для него проводником личной свободы. Энди послужил примером для Рэда. Мужчина смог выйти на свободу через 40 лет и остаться живым только благодаря другу. Когда Рэд уже вроде бы готов сунуть голову в петлю, данное Дюфрейну обещание удерживает его от непоправимого шага, и с неясной надеждой он шагает в другую сторону. Он выдержал на свободе, не покончил с собой. После совершенного им когда-то преступления он приходит к осознанию своей вины и готов жить дальше.

Энди и Эллис Бойд Реддинг сходятся в самом начале фильма. Рэд с самого начала симпатизировал Дюфрейну. Видно, что мужчина восхищался твёрдостью и решимостью молодого человека. Попав в Шоушенк, люди обычно срывались, вели себя неадекватно, за что следовало наказание. Но Энди, по выражению Рэда, «не проронил в ту (первую) ночь ни звука».

Выглядит данный союз довольно необычно. У героев разный цвет кожи, они разного возраста, один сидит за дело, другой невиновен. Тем не менее между ними сразу возникает доверие. Они проносят свою дружбу через десятилетия.

Хоть Энди и занят своим главным тайным делом и никого в него не посвящает, смог бы он добиться чего-то без поддержки приятеля? Нет. Ведь невозможно остаться в своём уме в таком чудовищном месте, как Шоушенк, не имея за спиной надёжного друга.

Смелость и настойчивость

Смелость – это способность человека делать что-либо несмотря на свои внутренние страхи. Несомненно, это качество было присуще Энди. Дюфрейн был объектом сексуальных домогательств группы заключённых, известных как «Сёстры». Эти садисты неоднократно зверски избивали его за сопротивление. Но он защищался до конца. И у Дюфрейна получилось добиться справедливости. После очередного нападения «Сестёр» на Энди начальник тюрьмы вместе с другими охранниками избивает их главаря Богза Даймонда так, что тот становится инвалидом. Таким образом начальник тюрьмы отблагодарил Энди за помощь. После этого «Сёстры» оставляют молодого человека в покое.

Дюфрейна избивают «сёстры».

Дюфрейна избивают «сёстры».

Другой момент, который проходит тонкой нитью через фильм «Побег из Шоушенка» – настойчивость. Это качество проявляется в нескольких эпизодах. Так, Энди на протяжении 6 лет посылал письма в сенат штата каждую неделю, чтобы выделили деньги на новые книги в библиотеку. И его прошение удовлетворили. В течение 19 лет он рыл тоннель геологическим молотком – каждый день по чуть-чуть. Понятно, что вместе с настойчивостью должна быть и удача, но без настойчивости встретиться с удачей будет невозможно. Это заставляет задуматься о том, что если упрямо бить в одну точку, то можно проковырять путь к свободе в любой стене.

Энди на пути к свободе.

Энди на пути к свободе.

Художественное своеобразие киноленты

Сюжет фильма пробуждает эмоции и переворачивает представление зрителей о мире. Большое внимание при производстве киноленты уделялось следующему:

Плавные переходы и крупные планы. Лица героев сняты на уровне глаз, что даёт полностью проникнуться тем, о чём они говорят. Их переживания становятся близки зрителю.

Закадровый голос. Режиссёр не хотел оставлять фильм без рассказчика и не прогадал. Голос Моргана Фримана считается одним из самых подходящих на эту роль.

Диалоги. Каждый диалог продуман до мелочей так, что у зрителя не возникает желания оторваться от экрана. В разговоре Энди и Реда узнаём о простых истинах, которые можно применить и зрителю в своей жизни.

Музыка. Вся атмосфера фильма пропитана насквозь несправедливостью и жестокостью. Но в каждом тёмном царстве найдется луч света, здесь это – надежда. Томасу Ньюману, композитору картины, удалось прочувствовать всё это, передать зрителю нужную атмосферу.

Детали и символы в картине

Детали и символы рассказывают историю на более глубоком уровне, который зритель считывает подсознательно.

Плакат

Плакат – это образ, несущий двойную нагрузку. С одной стороны, это единственный наглядный индикатор изменений, происходящих во внешнем мире. Вот у Энди в камере плакат, на котором Рита Хейуорт – голливудская актриса. А позже на этом же месте другая звезда Голливуда. Так сценаристы показывают смену целых эпох. С другой стороны, это маскировка, лёгкая грань между тюрьмой и свободой – ведь именно за плакатом был спрятан туннель, по которому сбежал Энди.

Библия

Одна из самых главных деталей в фильме «Побег из Шоушенка» – Библия. Впервые она, как ничего не значащий предмет, появилась в руках у Нортона. Затем начальник тюрьмы отдает её Энди и произносит ключевую фразу: «Спасение внутри нас». В последний раз Библия появляется в финале – набожный Нортон небрежно бросает её на пол.

C:Users1DocumentsGOMPlayerCaptureПобег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_002917748.png

Как и многие, Энди видел спасение в Библии, но он надеялся не столько на Бога, сколько на маленький молоточек, который был спрятан в книге. Именно он помог ему выбраться на свободу. Его спас собственный выбор и собственные действия. Посыл всего этого такой: спасти себя ты можешь только сам. Не сдавайся, верь в себя и действуй.

Образ голубя

Голубь был у одного из заключённого – Брукса. Старик очень любил его. Птица, известная как символ мира, погибла очень быстро, не выдержав чудовищных условий.

Актёрский состав

Образ Энди Дюфрейна на экране воплотил американским актёром Тимоти Фрэнсис Роббинс. Этому человеку сопереживаешь, потому что он с первых дней в заключении избирает совершенно иную линию поведения. Зритель словно проживает с ним все эти годы в Шоушенке, полные отчаяния и надежды.

Актёр Тимоти Фрэнсис Роббинс

Актёр Тимоти Фрэнсис Роббинс

Эллиса Бойда Рэддинга замечательно сыграл американский актёр кино и озвучивания, режиссёр – Морган Фриман.

Актёр Морган Фриман

Актёр Морган Фриман

Боб Гантон играет жестокого начальника тюрьмы Сэмюеля Нортона. Американский актёр сумел уловить нюансы в образе своего героя и донести их до зрителя максимально правдоподобными.

Актёр Боб Гантон

Актёр Боб Гантон

Текст: Ирина Мещерякова, 28.5k 👀

Кадры и фотоматериалы

C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_000782740.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_005243655.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_002259215.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_004507670.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_005908152.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_000749874.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_003475472.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_002513761.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_002611567.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_007133001.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_002917748.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_002323154.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_002324697.png
C:\Users\1\Documents\GOMPlayer\Capture\Побег из Шоушенка.1994.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv_000800341.png