Разобранные подразделы с аргументами
🖇внутренний мир человека 🖇отношение человека к человеку 🖇познание человеком самого себя 🖇семья, род, семейные ценности и традиции 🖇человек и общество 🖇родина, государство, гражданская позиция человека 🖇язык и языковая личность 🖇человек и искусство 🖇человек и наука 🖇человек и природа 🖇Литература для итогового сочинения 2023-2024
Общая информация
Уважаемые 11-классники! Данный раздел подготовлен заслуженным учителем РФ. Просим Вас внимательно ознакомиться с нашими материалами и рекомендациями, мы очень старались. Надеемся, что наши материалы помогут Вам при подготовке. Успехов Вам!
Вам предстоит принять участие в написании итогового сочинения, которое будет проходить 6 декабря 2023 года. Есть ещё две резервные даты, если первая попытка будет неудачной или вы пропустите экзамен по уважительной причине. Это 7 февраля и 10 апреля 2024 года. В ходе подготовки необходимо учитывать некоторые изменения, которые введены.
- Упразднены тематические направления, вместо них в 2024 году будут предложены разделы, в которые распределят тематики, по которым будут формулировать темы итогового сочинения.
- Во время проведения итогового сочинения 2023-2024 учебного года экзаменуемые получат на выбор 6 тем по 2 на каждый укрупненный раздел.
- Экзаменационные комплекты будут компоновать, используя закрытый банк ФИПИ. Вариантов тем - более 1500.
Подготовиться ко всем темам практически невозможно: во-первых, тем более 1500, во-вторых, банк закрытый!
Примерный (!!!) комплект тем итогового сочинения № ИС07122023-02
Номер | Тема сочинения |
111 | Какую жизненную цель можно назвать благородной? |
201 | Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека? |
304 | Как становятся героями на войне? |
405 | Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений? |
509 | Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? |
602 | Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них? |
Чтобы справиться с работой, вы должны ориентироваться на следующие рекомендации:
- Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения. Номер выбранной темы обязательно укажите в бланке регистрации и бланке записи. Кроме того, в бланке записи итогового сочинения напишите название выбранной темы.
- Рекомендуемый объём – от 350 слов. Их может быть меньше, но не менее 250-ти слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
- Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме).
- Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение окажется несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
- В рамках темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.
- Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
- Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
- Критерии оценивания сочинения проверяющими не изменились. Ознакомиться с ними можно как на официальных сайтах, так и на нашем сайте.
В 2023-2024 учебном году 11-классникам будет предложено 6 тем по 2 из каждого тематического раздела.
Разделы и подразделы
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Внутренний мир человека и его личностные качества.
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- Познание человеком самого себя.
- Свобода человека и ее ограничения.
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Семья, род; семейные ценности и традиции.
- Человек и общество.
- Родина, государство, гражданская позиция человека.
- Природа и культура в жизни человека
- Природа и человек.
- Наука и человек.
- Искусство и человек.
- Язык и языковая личность (Внимание! Новый подраздел!)
Темы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Темы этого раздела связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, о сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном, о поступках и их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, о значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Примерные (!!!) темы:
- Чем опасно равнодушие?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Что такое долг?
- Какова разница между целью и мечтой?
- Опасен ли эгоизм для любви?
- Почему нельзя «убивать время»?
- Согласны ли вы с утверждением, что безвыходных ситуаций нет?
- Связаны ли смирение и доброта?
Темы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Темы этого раздела связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества. Примерные (!!!) темы:
- В чём польза и опасность конфликта?
- Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
- Помощь другим – право или обязанность?
- Только ли добрые дела не подлежат забвению?
- Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?
- Событие русской истории, запечатлённое в литературе
- Каким я вижу своё место в жизни страны?
Темы «Природа и культура в жизни человека».
Темы этого раздела связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре; касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности; позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей; побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека. Примерные (!!!) темы:
- Способна ли природа воспитывать человека?
- Согласны ли вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?
- Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
- Какие произведения становятся классическими?
- Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
- Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?
- Чего я жду от встреч с искусством?