Американская история X • фильм 💡

1998, США Тони Кэй • драма, криминал В главных ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д'Анджело, Эвери Брукс • Главные герои: Дерек Виньярд, Дэни Виньярд, Ламонт, директор Суини •

«Американская история Х» – тяжелейшая социальная драма 1998 года режиссёра Тони Кэя, затрагивающая одну из самых острых проблем Америки – межрасовые и межнациональные конфликты. События фильма разворачиваются в конце 1980-х – середине 1990-х годов. Это рассказ о ненависти, истоках и мотивах её возникновения, о сущности и последствиях этого разрушающего чувства. Герои картины сделали взаимную ненависть образом своей жизни и своих мыслей. Ненависть – это воздух, которым они дышат. Ненависть – это то, чем они гордятся. Режиссёру удалось вскрыть социальный нарыв, не вставая ни на чью сторону.

В центре сюжета – история Дэнни Виньярда, подростка, впитавшего нацистскую идеологию. Чернокожий директор Суини предлагает ему написать сочинение о его старшем брате Дереке, авторитетном лидере местных неонацистов, который в этот день вышел из тюрьмы. За время, проведённое в тюрьме, Дерек сильно изменился – об этом он расскажет брату позже. События фильма, помимо настоящего, разворачиваются в прошлом, которое представлено воспоминаниями Дэнни о брате. Всё это находит отображение в сочинении «Американская история X».

после убийства

Расовая дискриминация

Тема расизма раскрыта режиссёром удивительно точно и честно. Зритель понимает, что чувствуют и о чём думают неонацисты благодаря персонажу Эдварда Нортона – Дереку Виньярду, предводителю группировки скинхедов под названием «Апостолы Христа». Для единомышленников бритоголовый Дерек с пугающей татуировкой на груди лучший не только в физической силе, но и в ораторском искусстве. Эти преимущества дают ему возможность донести до сознания слушателей свои идеи. Герой говорит о своих убеждениях при каждой возможности. Его слова пропитаны ненавистью.

Это не наш район – это поле битвы! Сегодня вечером мы все на поле боя! Решение: мы будем стоять в стороне и спокойно смотреть, как нашу страну насилуют, или же мы отправимся туда и сделаем что-нибудь против этого?

речь Дерека перед погромом магазина

Персонаж Эдварда Нортона вместе со своей бандой громит магазины, принадлежащие иммигрантам, устраивает кровавые драки, унижает рабочих, в числе которых были корейцы, мексиканцы и афроамериканцы. Потом скинхеды накачиваются пивом до бессознательного состояния и устраивают вечеринки под грохот рок-групп.

Речь Дерека перед погромом магазина

Речь Дерека перед погромом магазина

Режиссёр не приукрашивает реальность: нелегальные иммигранты с судимостями, заполонившие подворотни городов, сбиваются в опасные банды и развертывают торговлю наркотиками, треть афроамериканцев США сидит в тюрьмах. Однако такими были далеко не все. Многие зарабатывали честным трудом, не нарушали законы. Думает ли об этом Дерек? Нет. Ему важно победить в этой войне. Любой здравомыслящий человек понимает: нужно учиться жить в новом мире, нравится тебе это или нет. Но герой просто ненавидит – и ненависть берёт верх.

Нам всем нужно открыть наши глаза. Более двух миллионов незаконных иммигрантов сегодня ночуют на улицах этого штата. Правительство выделяет более трёх миллиардов долларов на обслуживание людей, которые не имеют права даже здесь находиться. Три миллиарда долларов, четыреста миллионов долларов только на то, чтобы держать преступников! А всё почему? Да потому что им всё равно. Иммиграционная служба даже не удосужилась проверить их на судимость. Нашему правительству всё равно. Иммиграционная политика просто смешна…

Дерек Виньярд

Дерек вспыльчив и бескомпромиссен. За семейным обедом он устраивает скандал и выгоняет мужчину, с которым его мать Дорис была в отношениях, только потому что гость – еврей. Молодой человек проявляет политический радикализм, основанный на антисемитизме: «Ты приходишь сюда и отравляешь обед моей семьи еврейским, негролюбивым хиповским бредом!» Он не слушает мать, ему безразличны её чувства. Главное – идеология. Дорис, доведённая до отчаянья, говорит сыну: «Мне стыдно, что ты вышел из моего тела!» Женщина понимает, что господину Мюррею попросту опасно строить с ней отношения. Дерек не контролирует свою агрессию. Он применяет физическую силу: толкает мать и брата, нападает на сестру.

Семейный ужин с возлюбленным матери

Семейный ужин с возлюбленным матери

Ключевым становится убийство Дереком двух чернокожих, пытавшихся ночью вскрыть его машину. Герой совершает убийство зверски, с чудовищной жестокостью. Он улыбается после того, как ногой сломал чернокожему парню шейные позвонки. Даже полиции он сдаётся победителем: беспрекословно поднимает руки вверх и расправляет свои мощные плечи, как будто раскрывает крылья. Его безумный, полный удовлетворения взгляд пугает.

В подобные группировки в то время попадали многие, что создавало не просто конфликты, а почти внутреннюю войну в государстве. Причина – недостаток внимания воспитанию детей в семье и безразличие к проблемам подростков в обществе. Парни и девушки должны быть увлечены деятельностью и развиваться, а не искать утешения среди чужих людей.

Семья

Главная тема фильма – влияние семьи в становлении личности. На примере семьи Виньярд зритель видит, как слова и поступки близких влияют на взгляды и убеждения молодых людей. Рассмотрим это влияние на примере главных героев «Американской истории X».

Влияние родителей на мировоззрение детей

Режиссёр показывает, что ничего не проходит бесследно. Даже обычный разговор за обеденным столом может перерасти в буйный сад ненависти и злобы, разрушения и убийства. Отец Дэнни и Дерека сам проповедовал нетерпимость к другим расам. Зло, которое вложил этот человек в умы своих детей, обернулось для семьи настоящим горем.

В сцене за обедом с отцом старший сын Дерек предстаёт типичным американским подростком. Он не видит ничего плохого в том, чтобы изучать афроамериканскую литературу. Юноша хорошо относится к чернокожему директору – Бобу Суини. Парень восхищается познаниями учителя. Но на одной чаше весов два мнения: преподавателя истории, проповедующего расовую терпимость, и отца, который презирает чернокожих. После пламенной речи родителя Дерек начинает сомневаться. Кто будет прав для ребёнка с неокрепшей психикой? А потом отец героя погибнет из-за людей с другим цветом кожи во время тушения пожара на нелегальной фабрике по производству наркотиков. После этого Дерек «превратится» в мощного, татуированного нацистской символикой преступника, ненавидящего чернокожих и евреев.

Дерек-подросток

Дерек-подросток

Тони Кэй обращает внимание на то, что родители обязаны на протяжении становления личности ребёнка закладывать в его голову лишь объективную информацию о мире, а не личные предпочтения. В разговоре отца с сыном чётко прослеживается, как отец различными аргументами хочет навязать Дереку враждебное отношение к другим расам. Таким образом мужчина создаёт лишь последователя своей идеологии, а не целостную адекватную личность.

Влияние старшего брата на мировоззрение ребёнка

Решающую роль в становлении личности Дэнни играет старший брат Дерек. Младший берёт себе за пример старшего, который становится для него авторитетом. После смерти отца, Дерек, наполненный яростью, попадает под негативное влияние. Привыкший восхищаться сильным, волевым братом, и во всем следовать его примеру, Дэнни становится скинхедом вместе с ним. Пока Дерек сидит в тюрьме, его брат продолжает нести флаг фашизма с высоко поднятой головой.

Когда Дерек меняет мировоззрение, он пытается объяснить брату бессмысленность той борьбы, которую он вёл. «Не надо пытаться произвести на меня впечатление! Ты понял, что я говорю?» – такими словами персонаж Эдварда Нортона пытается вразумить брата. Он хочет, чтобы Дэнни ушёл из «Апостолов Христа». Брат честно делится с Дэнни своими наблюдениями и мыслями. Они вместе срывают со стен всю нацистскую символику. Однако в конце киноленты виден результат, к которому привела слепая ненависть Дерека – смерть Дэнни. Старший брат осознаёт, что именно его пример привёл к трагедии.

Дерек и Дэнни срывают нацистскую символику

Дерек и Дэнни срывают нацистскую символику

Мнение режиссёра понятно: родители влияют на становление личности ребёнка. Большое значение имеет и поведение старших братьев (сестёр). Воспитательное воздействие бывает не только активное, но и пассивное. Дети подражают старшим, а особенно авторитетным для них личностям. Поэтому воспитание ребёнка – это не только действия, направленные на него, но и поступки во внешнем мире.

Истинные ценности

В тюрьме к Дереку приходит прозрение. Он видит, насколько подлы и ничтожны те самые неонацисты, предводителем которых он был совсем недавно. Интересно, что для перемены веры герою понадобилось разочароваться в людях. Он обнаруживает, что у лидера тюремной группировки скинхедов есть деловые взаимоотношениями с главарём банды латиноамериканцев. Они помогают друг другу в нелегальной тюремной торговле. Дерек демонстративно отворачивается от бритоголовых, поэтому становится изгоем и лёгкой добычей для врагов.

Неожиданно для самого себя он сближается с чернокожим парнем, с которым работал в тюремной прачечной. Весёлый и добродушный молодой афроамериканец Ламонт прекрасно понимает, с кем его свела судьба. Но в нём нет злобы. Доброта чернокожего парнишки переворачивает мир Дерека, лечит его лучше любого психотерапевта. Тюремный друг спас его: договорился с чернокожими братьями. Это дорогого стоило, ведь «чёрная банда» тюрьмы могла запросто отомстить покрытому нацистскими татуировками беспомощному отщепенцу, ушедшему из-под защиты бритоголовой группировки. Он был для них лёгкой добычей – но остался в живых. Лишь незадолго до освобождения Дерек понял, что обязан жизнью тому самому чернокожему пареньку. На волю герой выходит другим человеком.

Дерек и Ламонт разговаривают в прачечной

Дерек и Ламонт разговаривают в прачечной

В тюрьме Виньярд осознал, что к афроамериканцам не всегда справедливы. Ламонт получил шесть лет за кражу телевизора, а за «непреднамеренное убийство» двоих сам Дерек попал за решётку на несколько лет. Но главное то, что те самые чернокожие, которых он ненавидел и за убийство которых попал в тюрьму, фактически спасают ему жизнь. Режиссёр показывает, что иногда злейшие враги могут оказаться не такими уж и плохими, а «свои» парни могут предать.

Также в тюрьме Дерека часто навещал и морально поддерживал директор Суини, который выступил на повторном суде в его поддержку и помог парню досрочно выйти на свободу. Мужчина был хорошим психологом. Учитель во многом поспособствовал изменениям, произошедшим с Виньярдом.

— Был момент, когда я обвинял все и всех во всей боли, страданиях и мерзких вещах, которые произошли со мной, которые, как я видел, произошли с моим народом. Раньше обвинял всех. Обвинял белых людей, обвинял общество, обвинял Бога. Я не получил ответов, потому что задавал неправильные вопросы. Вы должны задавать правильные вопросы. (Боб Суини)

— Например, что? (Дерек Виньярд)

— Сделал ли ты что-нибудь, чтобы жизнь стала лучше? (Боб Суини)

Директор Суини поддерживает Дерека после случившегося в душевой

Директор Суини поддерживает Дерека после случившегося в душевой

Близкие люди Дерека всегда были с ним своими мыслями. Его заключение, несомненно, оказало влияние на жизнь всех членов семьи. «По-твоему ты один мотаешь срок, Дерек? Да я точно также с тобой заперта», – говорит Дорис. Герой получал письма и необходимые вещи, встречался с родными. После освобождения Дерек начинает по-настоящему ценить своих близких. Молодой человек становится более мягким: переживает о здоровье матери, заботиться о младшей сестре, волнуется за брата и хочет оградить его от влияния Кэмерона Александра. Герой расстаётся со своей бывшей девушкой Стейси, потому что она продолжала проповедовать нацизм и не хотела меняться. В целях безопасности Дерек хотел покинуть город вместе с семьёй.

Добро и зло

Не всегда просто понять, где заканчивается добро и начинается зло. Особенно нелегко сделать это подросткам. Так, многие молодые люди в фильме «Американская история X» знакомятся с неонацистом Кэмероном Александром – одним из основателей банды сторонников превосходства белой расы «Апостолы Христа». Кажется, что он дружелюбен и вежлив. Однако его основная цель – завербовать неуверенных в себе и впечатлительных подростков в свою банду с помощью манипуляций. Он воспользовался смертью отца Дерека и Дэнни, чтобы завладеть умами убитыми горем парней. Режиссёр показывает, какое негативное влияние оказывают фанатики на дальнейшую жизнь подрастающего поколения.

Кэмерон Александр

Кэмерон Александр

Жгучая ненависть к другим расам, заложенная в умы молодых людей Кэмероном Александром, приведёт к трагедии. Чернокожий подросток расстреливает Дэнни в школьном туалете. Финал фильма вышел суровым, по-настоящему отрезвляющим и раскрывающим основную мысль: за совершённое насилие рано или поздно придётся отвечать. И не важно кому именно… Когда зритель видит, как Дерек рыдает над телом брата, он понимает – мести не будет. Потому что остановить зло можно, лишь не ответив ударом на удар.

Противопоставлен Кэмерону Александру директор Боб Суини. Учитель истории – почти единственный человек, которому была не безразлична судьба братьев Виньярд. Он и наставник, и друг и иногда отец. Мужчина посредством сочинения хотел, чтобы Дэнни переосмыслил свои взгляды на жизнь. И у Суини это получилось, но лишком поздно. Нет сомнения в том, что он продолжит помогать Дереку после смерти брата и морально поддерживать парня.

В заключительных кадрах звучат слова, написанные Дэнни в своём последнем сочинении, слова, взятые им из инаугурационной речи Авраама Линкольна:

Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хоть узы нашей дружбы не всегда прочны, они не должны порваться. Память об этой дружбе еще наполнит наши сердца, когда в них, рано или поздно, возобладают лучшие чувства.

А от себя парень добавил: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на зло. Оно того не стоит». Так он закончил сочинение, написанное по заданию учителя, стремившегося изгнать страшную идеологию из души своего ученика. Сочинение, названное самим учителем «Американская история X».

Убийство Дэнни Виньярда

Убийство Дэнни Виньярда

Деление фильма на чёрно-белые и цветные эпизоды – режиссёрский ход, который делит события на прошлое и настоящее. Однако картинка становится цветной только в момент, когда Дэнни начинает переосмысливать свои взгляды на жизнь. Значит цвет символизирует ещё и возможное будущее, начало новой жизни, в которой ложные идеалы были отвергнуты.

«Американская история X» – это честным фильм о расовой и национальной нетерпимости. В киноленте не пытаются никого оправдать или приукрасить действительность. Тони Кэй показывает и афроамериканцев, которые торгуют наркотиками и угоняют машин, и белых, кричащих о несправедливости и беззаконии, при этом устраивающих погромы в супермаркетах. Ненависть порождает ещё большую ненависть.

Актёрский состав

Ключевые герои фильма – Дерек и Дэнни Виньярды. Актёры отлично справились с предоставленными ролями.

Эдвард Нортон, перевоплотившийся на экране в Дерека Виньярда, был номинирован на «Оскар» за эту роль. Его игра просто гениальна. Американский актёр настолько реалистично передал характер двух абсолютно противоположных людей: Дерека нациста и Дерека, оставившего этот путь, что можно только удивляться его таланту. Его персонаж харизматичен, фанатичен и жесток. То, что видно в его глазах, говорит больше, чем любые жесты, мимика, позы.

Актёр Эдвард Нортон

Актёр Эдвард Нортон

Эдвард Ферлонг, сыгравший Дэнни Виньярда, проявил себя как не менее замечательный актёр. Его герой получился разносторонним, порой противоречивым. Младший Виньярд на протяжении всего фильма вызывает сильнейшее сочувствие.

Актёр Эдвард Ферлонг

Актёр Эдвард Ферлонг

Интересные факты

  • Кинокартина «Американская история Х» стала режиссёрским дебютом Тони Кэя в полнометражном кино. До этого он создавал музыкальные клипы и рекламные ролики.
  • Образ Дерека Виньярда базируется на реальном человеке – американском лидере неонацистов – Фрэнке Миинке.
  • Кэмерон Александр также имеет прототип – персонаж списывали с лидера экстремистского движения «Белое Арийское Сопротивление».
  • Ради роли Дерека Эдвард Нортон отказался от съёмок в фильме «Спасти рядового Райана» (1998).
  • Во время съёмок Эдвард Нортон и Эдвард Фёрлонг часто просили внести изменения в сценарий. Это привело к тому, что Тони Кэй разочаровался в проекте и хотел покинуть съемки. Режиссёр утверждал, что их вмешательство полностью изменило заложенную в сюжет идею.
Текст: Ирина Мещерякова, 3.7k 👀

Кадры и фотоматериалы

после убийства
оратор
разговор с мюрреем
разговор с отцом
срывают свастику
дерек и ламонт
директор поддержка
Камерон
смерть дэнни
нортон
дэнни актер