Человек дождя • фильм 💡
«Человек дождя» – это трогательный кинофильм режиссёра Барри Левинсона о больном аутизмом Рэймонде и его эгоистичном брате Чарльзе. Благодаря общению с необычным старшим братом происходит трансформация личности младшего: от цинизма и жестокости – к умению любить и сопереживать. Сюжет кинокартины способен растрогать даже самых равнодушных людей.
Фильм был снят в 1988 году, но проблемы, которые он затрагивает, актуальны и в наши дни. Эта кинокартина заставляет задуматься о взаимоотношениях с родными людьми, значимости финансового благополучия, ценности семьи и дружбы. Не остаются без внимания и люди с психическими расстройствами, отношения к ним окружающих.
Конфликт поколений
Проблема непонимания «отцов» и «детей» существовала всегда. Из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ценностей, которые родители и дети готовы решительно отстаивать. Этой теме посвящено множество фильмов. Кинолента «Человек дождя» не исключение.
Режиссёр Барри Левинсон знакомит зрителя с главным героем – Чарли Бэббиттом. У эгоистичного молодого человека большие проблемы с бизнесом: нужно вернуть деньги покупателям и выплатить кредит.
Неожиданно Чарли узнаёт о смерти своего состоятельного отца, с которым парень уже давно не общался. Однако печали и сожаления эта новость у главного героя не вызывает. Чарли надеется, что получит миллионы и покончит с финансовыми проблемами.
Постепенно зритель понимает, почему смерть родного человека не расстраивает главного героя. Чарли рассказывает своей девушке Сюзанне о взаимоотношениях с отцом. В душе парня давно поселилась обида на родителя. Ситуация, связанная с угоном автомобиля, запомнилась Чарли на всю жизнь. Там, в полицейском участке, он чувствовал себя брошенным.
Он позвонил в полицию и сказал, что машину угнали. Не сказал: «Мой сын взял машину без разрешения», а просто «угнали». Полицейский участок. Отцы моих приятелей внесли залог в течение часа. Он оставил меня там на два дня.
Чарли Бэббитт о ссоре с отцом
Зрителю остаётся лишь догадываться, почему отец Чарли поступил именно так. Может быть, таким образом Сэнфорд Бэббитт хотел проучить сына. Оценить ситуацию объективно достаточно сложно. Тем не менее, главный герой был уверен, что отец никогда не любил его. Тот факт, что 3 миллиона долларов мистер Бэббитт оставляет не ему, а какому-то попечителю фонда, только подливает масла в огонь.
Если существует ад, то мой папаша наверняка там смотрит вниз и смеётся до коликов.
Чарли Бэббитт об отце
Но в процессе развития сюжета кажется, что такое отношение к отцу не совсем справедливо. После того как его старший сын-аутист нечаянно обжёг маленького Чарли горячей водой, Сэнфорд Бэббитт решился на его изоляцию ради благополучия младшего. Мужчина позаботился о безопасности Чарли и этим проявил свою любовь.
О тёплых чувствах отца к сыну говорит и доктор Брунер, который знал мистера Бэббитта много лет. По мнению доктора, мужчина просто не умел выражать свои чувства. Впоследствии уже взрослый сын отдалился от него, не выходил на связь и никак не пытался понять те или иные поступки отца. Во взаимоотношениях Чарли и отца обида и непонимание стояли на первом месте. Никто из них не пошёл на уступки, не простил и не сделал шаг к примирению. А когда Сэнфорд Бэббитт скончался, было уже поздно что-то исправить.
Бедность и богатство
Многие думают, что счастье заключается исключительно в деньгах. Нередко желание стать богатым подталкивает человека на совершение безнравственных поступков. Однако настоящее счастье приносят нематериальные вещи, такие как семейные узы, дружба, любовь. Немало подтверждений этому можно найти в фильме Барри Левинсона «Человек дождя».
Когда Чарли Бэббитт узнаёт, кому отец завещал все деньги, он приходит в ярость. Этим человеком оказывается старший брат главного героя – Рэй. Раньше о существовании брата-аутиста Чарли не знал. Главный герой считает решение покойного отца глупым, ведь Рэю не нужны деньги в лечебнице для душевнобольных.
В голове циничного бизнесмена тут же возникает план. Нужно самому стать попечителем брата и получить все права на наследство. Это можно сделать в Лос-Анджелесе. Он увозит Рэя из больницы, чтобы восстановить справедливость и решить проблемы с деньгами. Чарльза не волнует то, что он забирает Рэймонда из привычной среды и подвергает брата опасности. Придерживаться режима и ритуалов вне клиники практически невозможно. Становится понятно, что Рэймонд для Чарли – всего лишь инструмент для достижения его цели.
Решение поехать в казино тоже подтверждает тот факт, что Чарльз относится к брату как к способу обогатиться. Бэббитт-младший использует феноменальную память Рэя и выигрывает крупную сумму денег. При этом Чарльз не спрашивает брата, хочет ли он играть, нравится ли ему находиться в месте, где много чужих людей.
Он в Лас-Вегасе. И в этом костюме, в огромном номере. Мне его жаль.
Сюзанна о Рэе
Однако долгий путь в Лос-Анджелес сближает главных героев. Чарли начинает относиться к брату как к личности. У главного героя происходит переоценка ценностей. Из зацикленного на себе бизнесмена он превращается в заботливого и любящего человека.
Символично, что братья проделывают свой путь именно на отцовской машине. Автомобиль является значимым для обоих героев, ведь Рэй часто ездил на нём с отцом по тропинкам и был «отличным водителем». Для Чарли «Бьюик» – причина ссоры с отцом.
В Лос-Анджелесе доктор Брунер предлагает Чарли 250 тысяч долларов за возвращение Рэймонда в лечебницу. Бэббитт-младший не принимает предложение. Он хочет убедить психиатрическую экспертизу, что способен позаботиться о брате самостоятельно. В итоге Чарли понимает, что Рэю нужен профессиональный уход. Благополучие брата – вот о чём думает молодой человек в первую очередь.
Бэббитт уж не тот циничный пройдоха, который не считается с окружающими и думает только о деньгах. Благодаря Рэймонду Чарли понимает, что деньги не должны быть важнее любви, семейных ценностей.
Любовь
Любовь – это великое чувство, способное изменить человека. Сильные эмоции пробуждают лучшие качества характера. Это чувство делает нашу жизнь богаче, прекраснее, наполняет её смыслом, помогает справиться с трудностями. В кинофильме «Человек дождя» показаны два вида любви. И в первом, и во втором случае это чувство делает главного героя лучше, меняет его взгляды на мир.
Любовь к брату
Первое время Чарли раздражает, что Рэй приносит неудобства своим странным поведением и постоянно повторяет слово «категорически». Бэббитт-старший паникует при виде своего номера в отеле без книг и с непривычным расположением кровати. Он беспокоится, что не получит на ужин пудинг из тапиоки, пиццу и апельсиновую содовую.
Это не моя комната. Определённо не моя комната.
Рэй Бэббитт
Рэймонд устраивает истерику в аэропорту и отказывается идти на посадку. Бэббитт-старший вспоминает все авиакатастрофы, о которых он когда-то смотрел и читал. Чарли злится, но делает так, как хочет брат. Это и неудивительно, ведь на кону большие деньги.
Поездка на автомобиле тоже не кажется Рэймонду безопасной. Он видит аварию на оживлённом шоссе и начинает паниковать. Бэббитт-старший выходит из машины. Чарли приходится медленно ехать за ним по обочине до тех пор, пока Рэй не успокоится.
Не стоит три миллиона такого труда. Оставить бы его ко всем чертям на дороге и убраться отсюда.
Чарли о брате
Чарли не понимает, почему блинчики с кленовым сиропом нужно есть только в определённый день недели, при этом сироп всегда должны приносить раньше блинчиков. Бэббитт-младший считает это прихотью, но выполняет то, что нужно. Всё это только для того, чтобы доставить Рэймонда в Лос-Анджелес.
Я думаю, что аутизм – дерьмо собачье. Потому что это полное отсутствие всякого присутствия.
Чарли о болезни брата
Постепенно отношение Чарли к брату-аутисту меняется. Детские воспоминания неожиданно начинают приобретать для молодого человека особую ценность. У Бэббитта-младшего появляются чувства, не знакомые ему ранее – сострадание, терпимость, угрызения совести. Рэй уже не раздражает его. Главный герой искренне хочет заботиться о нём, Чарли не пугают трудности. Родители умерли, теперь единственный родной для него человек – брат.
Самый волнующий момент фильма – разговор психиатра с Рэем. Реплики персонажей трогают зрителей до глубины души.
– Ты хочешь остаться с Чарли?
– Да.
– Или хочешь вернуться в Олбрук?
– Да.
– Что – да? Вернуться в Олбрук или остаться с Чарли?
– Вернуться в Олбрук, остаться с Чарли.
Разговор Рэя с психиатром
Сцена, когда Рэймонд прислоняется к голове Чарльза, ранит в самое сердце. Чарли понимает, что болезнь непобедима. Да, в течение недели он старался заботиться о брате, помогал ему. Но комфортнее и безопаснее Рэю будет в клинике. Чарли отступает, чтобы не навредить родному человеку. Он обещает приезжать к брату каждую неделю.
Этим поступком Чарли доказывает искренность своих чувств. Зритель верит, что главный герой действительно изменился. В этот раз он выбрал не себя, а брата.
Любовь к Сюзанне
С первых минут фильма можно заметить, что Чарли относится к своей девушке Сюзанне холодно. Молодой человек привык получать, но ничего не отдавать взамен. После знакомства с Рэем Сюзанне всё больше кажется, что Чарли использует окружающих. Девушка обеспокоена его расчетливостью. Пара постоянно ссорится. После очередного скандала Сюзанна уезжает.
– Ты используешь меня, используешь Рэймонда. Ты используешь всех.
– Использую Рэймонда? Эй, Рэймонд, я использую тебя?
– Да.
– Заткнись. Он отвечает на вопрос, который ему задали полчаса назад.
Разговор Чарли, Сюзанны и Рэя
Чувства девушки настолько сильны, что она снова возвращается. Постепенно она начинает замечать положительные изменения, происходящие с Чарли. Сюзанна всячески поддерживает парня. Главный герой и правда меняется: становится ласковее, романтичнее, добрее. Их отношения налаживаются. Режиссёр Барри Левинсон демонстрирует превращение эгоистичного парня в эмпатичного и любящего молодого человека.
Отзывчивость и равнодушие
Внимательный зритель может заметить и неумение окружающих вести себя с особенными людьми. Достаточно вспомнить случай на пешеходном переходе. Рэя называли придурком, угрожали и чуть не применили физическую силу. Никто из сигналивших не вышел, чтобы помочь больному человеку. Искреннее сострадание к Рэймонду испытывает Сюзанна. С Бэббиттом-старшим девушка тактична, дружелюбна и терпима. Многим людям не хватает именно этих качеств. Благодаря Сюзанне Рэй начинает вести себя по-другому. Раньше Бэббитт-старший не любил, когда к нему прикасались, а теперь он целуется с девушкой и учится танцевать.
Некоторые и вовсе не знают о таком диагнозе. Так, в очереди к психиатру Чарльз долго пытался объяснить медработнику, какой у Рэя недуг.
– Он артист?
– Нет, аутист.
– Я не знаю точно, что это такое. Каковы у него симптомы?
Разговор медработника и Чарльза
Смысл фильма «Человек Дождя» ясен: нужно быть терпимее друг к другу, а особенно к «непохожим» людям, отдавать родным любовь и ласку и ничего не требовать взамен, думать о чувствах окружающих, не таить обиду и уметь прощать.
Актёрский состав
Роль аутиста Рэймонда блистательно сыграл Дастин Хоффман. Его персонаж получился реалистичным. Зритель проникается к Рэю с первой сцены. Актёру удалось чётко попасть в образ. Реплики, поведение, приступы – всё это смотрится органично и трогает струны души.
Американскому актёру Тому Крузу удалось передать вспыльчивый характер молодого бизнесмена Чарли, беспокоящегося только о деньгах. Круз умело изобразил трансформацию, происходящую с его героем. Благодаря своему таланту актеры убеждают публику в том, что их персонажи – родные братья.
Роль девушки Чарли досталась итальянской киноактрисе Валерии Голино. Эта второстепенная героиня покоряет зрителя своей открытостью, добротой и милосердием.
Музыка и атмосфера
Хорошее музыкальное сопровождение фильма – заслуга знаменитого немецкого кинокомпозитора Ханса Циммера. Качественная подборка поражает изяществом и легкостью. Композитор отказался от типичных струнных мелодий, чтобы лента не получилась излишне драматичной. Циммер использовал для саундтрека звуки в африканском стиле с добавлением ударных инструментов.
Отдельно стоит сказать и об атмосфере «Человека дождя». На протяжении всего фильма можно любоваться великолепными видами американских равнин и бескрайних дорог. Красочные пейзажи отлично вписываются в эту трогательную историю.