Человек-слон • фильм 💡
«Человек-слон» – фильм американского режиссёра Дэвида Линча, основанный на биографии знаменитого британца Джозефа Кэри Меррика. В основе сюжета – книга Фредерика Тривза «Человек-слон» и частично Эшли Монтегю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве». Кинолента о нетерпимости общества к тем, кто отличается от большинства. Картина о важности внутренней красоты перед лицом физических недостатков, о низости тех, кто готов высмеять чужое несчастье, о важности любви и заботы, о проблемах насилия и эксплуатации человека. Ключевая идея фильма – уродство не физическое, а душевное.
Реальная история
![Реальное фото Джозефа Кэри Меррика](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/1-300x300.jpg)
Реальное фото Джозефа Кэри Меррика
Эта лента основана на реальных событиях и рассказывает историю Джозефа Кэри Меррика, жившего в Великобритании 19-го века. В возрасте 5-ти лет на его теле и лице стали проявляться деформации, полностью обезобразившие внешность. Он был вынужден покинуть свой дом и стать частью «цирка уродов». Вскоре Меррик был ограблен, обманут и в результате несчастного случая попал в Лондонский госпиталь. Там он прожил до 23-х летнего возраста. Рассмотрим подробнее, какие темы раскрываются в киноленте Дэвида Линча. Также определим, какие проблемы поднимает в своей работе режиссёр.
Жестокость
Режиссёр медленно подготавливает зрителя к появлению на экране человека-слона. Именно так Джона Меррика называют многие герои фильма. Сначала показывают не его самого, а окружающих, которые смотрят на «чудовище» в балагане, ужасаются, падают в обморок. Когда появляется «человек-слон», зритель видит его не полностью. Вскоре перед нами возникает, действительно, безобразное чудовище. Меррик страдает от хронического бронхита, его тело покрыто язвами, а позвоночник совершенно деформирован. Вдобавок его лицо и череп представляют собой сплошные искривления и бугры.
Важно понимать, что фильм «Человек-слон» о давно ушедшей эпохе – Викторианской, в которой гуманизм прекрасно сочетался с рабством и издевательствами. В глазах жестокосердных людей Джон Меррик – животное с деформированным телом, а не человек. Сам факт того, что он живёт в неволе и имеет своего «хозяина», говорит о многом. Джон нем, безобиден и покорен судьбе.
![Байтс показывает Меррика в цирке уродов](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/41.jpeg)
Байтс показывает Меррика в цирке уродов
Наибольшую жестокость к главному герою проявляет его «хозяин» Байтс. Он избивает Меррика, морит голодом и содержит в ужасных условиях. Из-за этого Джон часто болеет, боится людей и не может нормально говорить. Циничный делец объясняет уродливость своего «подопечного» тем, что в джунглях Центральной Африки его мать, утонченную английскую аристократку, затоптало стадо слонов.
Байтс не оставляет Меррика в покое даже после того, как жизнь несчастного наладилась. Он похищает Джона из госпиталя, сажает в клетку к обезьянам и отправляется с ним на гастроли в Европу, чтобы опять выставлять его напоказ. Джон, а вместе с ним и зритель, в этот момент сильнее всего ощущает контраст между жизнью в госпитале и этим животным существованием, полным отчаяния и несвободы. Злой Байтс избивает и своего малолетнего подручного, жестоко наказывает ребёнка за любое неповиновение.
Не меньшую жестокость проявляет ночной сторож госпиталя, который не просто показывает человека-слона за деньги, а психологически насилует Меррика: спаивает, специально подносит к его лицу зеркало, бросает из стороны в сторону. «Клиенты», которых он приводит в палату, смотрят на Джона как на диковинного зверя и всячески его унижают. Они заставляет женщин целовать Джона, швыряют его, как предмет, В этой сцене Джон единственный, кто напоминает настоящего человека. Именно из-за сторожа Меррик вновь попадает в лапы Байтса.
![Издевательства над Мерриком](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/36.jpeg)
Издевательства над Мерриком
Главная причина жестокости владельца цирка уродов Байтса и циничного ночного сторожа – жадность, стремление к обогащению. Для них человек-слон – это всего лишь товар, который приносит доход. Они не упускают возможности заработать на его болезненной внешности. Но через внешние изъяны Меррика проявляется нравственное разложение окружающих. Страшно в этом фильме не лицо Джона, безобразны поступки этих людей.
Жестока и публика, которая толпится вокруг Джона на вокзале, несмотря на то, что он ничего не сделал и даже пытался скрыть свои уродства, чтобы никого не пугать. Загнанный в угол герой парализует беснующуюся толпу выкриком: «Я не слон! Я не животное! Я – человек!» Именно эти люди больше всего напоминают животных. Меррик более чистый и нежный, чем любой другой персонаж в фильме. Он добрый, бескорыстный, честный и религиозный.
![Толпа загнала Джона в угол](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/44.jpeg)
Толпа загнала Джона в угол
Сострадание
Не приемлет жестокости и равнодушия доктор Фредерик Тривз, роль которого мастерски исполняет Энтони Хопкинс. Мужчина с сострадательным и взволнованным взглядом меняет жизнь Джона Меррика. Он смог увидеть человека под кожей чудовища, не побоялся откликнуться на его страдания. Доктор поместил подопечного в госпиталь, где несчастного окружили заботой, которой он был лишён большую часть своей сознательной жизни.
Миссис Энн Тривз тоже проявляет искреннее сочувствие, старается морально поддержать нового знакомого. Во время первой встречи с этой женщиной Джон заплакал, ведь раньше никто к нему так хорошо не относился. Впервые Меррик показывает Фредерику и Энн единственную фотографию своей матери. О ней он говорит: «Если бы я только мог её найти… Должно быть, моё рождение стало для неё величайшим разочарованием». На что женщина возражает, что любящий сын не может разочаровать мать. В этот момент миссис Тривз не может сдержать слёз.
![Миссис Тривз и Меррик](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/29.jpeg)
Миссис Тривз и Меррик
Добросердечными оказываются и медсёстры госпиталя. Сначала они боятся заходить в палату к Меррику, но со временем проникаются симпатией к необычному пациенту и действительно заботятся о нём. Старшая сестра больницы миссис Мотерсхед и вовсе привязывается к Джону, всегда старается защитить его.
Остаются небезразличны к судьбе Джона и обитатели цирка: лилипуты, великаны, сиамские близнецы и другие. Они не могли смотреть, как Байтс издевался над Мерриком, поэтому помогли несчастному сбежать. Эти люди знали, какого это отличаться от остальных и быть униженными.
Режиссёр стремится пробудить человеческое сочувствие к главному герою, лишённому любви и тепла. И у него это получается. Ведь невозможно спокойно смотреть на то, как Джона превратили в экспонат, объект травли и презрения. По мнению Дэвида Линча, такого отсутствия человечности следует опасаться. Меррик хочет слышать рассказы о детях, мечтает пойти в театр и общаться с окружающими, конструирует масштабную модель собора и много читает. По ходу фильма зритель начинает смотреть сквозь внешность Джона и видит ранимого, напуганного, хорошего человека.
![Джон с друзьями впервые посещает театр](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/45.jpeg)
Джон с друзьями впервые посещает театр
Изъяны общества
У большинства героев фильма «Человек-слон» искажённые жизненные установки и ценности. Многие из них эгоистичны, равнодушны, лицемерны, грубы. Дэвид Линч показывает несколько ступеней классовой иерархии, которым свойственны определённые черты. Они раскрываются при общении с Джоном Мерриком.
Высшее общество
Джон имеет светский успех. Он учится вращаться в обществе. Сама королева Виктория интересуется его здоровьем. Его опекает знаменитая актриса миссис Кендал. С Мерриком пьют чай, едят, разговаривают состоятельные и благородные леди и джентльмены. Любопытство светских людей скрытое, щадящее. Возможно, это объясняется образованностью и воспитанностью высшего общества. Они эгоистичны и, конечно же, равнодушны к страданиям «человека-слона». Но не показывают этого, подчеркнуто не замечают его уродства.
Можно ли верить в искренность их поступков и слов? Скорее всего, им просто наскучили привычные развлечения, а знакомство с «человеком-слоном» – это новый способ разнообразить досуг. Джон делает то, чего от него ждут: вежливо улыбается, красиво одевается, нежно душится. Он старается соответствовать своим новым знакомым. Но эти люди мало чем отличаются от зрителей балагана.
![Чаепитие Джона и его светских гостей](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/33.jpeg)
Чаепитие Джона и его светских гостей
Низший и средний класс
Любопытство завсегдатаев ярмарок и баров агрессивное, жестокое. Они тычут в «человека-слона» пальцем, смеются и издеваются над ним, искренне ненавидят, унижают. Байтсу ничего не стоит забить своего «раба» до смерти. По ночам к Меррику приходят пьяницы из ближайшего к госпиталю бара. Эти люди никогда не перестанут считать Джона безобразной вещью, уродцем, экспонатом. Но режиссёр показывает эти жестокие сцены не просто так. Он заставляет задуматься о человечности. Дэвид Линч напоминает нам о том, что же такое уродство и что такое красота. Зритель забывает о чудовищной внешности «человека-слона», потому что душа его прекрасна и восхитительна. А сколько героев привлекательных внешне заставляют содрогнуться на протяжении фильма!
Дэвид Линч говорит о том, что нельзя плохо относиться к людям с деформациями, отклонениями. Они такие же, как мы. Они живут среди нас. Джон Меррик не хочет никого развлекать, он стремится познавать мир вокруг себя. За уродливой, вызывающей ужас оболочкой прячется чуткая, ранимая душа.
![Сторож госпиталя издевается над Джоном](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/35.jpeg)
Сторож госпиталя издевается над Джоном
Внутренняя борьба
Режиссёр заставляет задуматься о ещё одной важной теме – внутренней борьбе. Она происходит в душе Фредерика Тривза. Зритель не до конца понимает, зачем доктор взял этого несчастного человека: из жалости или из-за жажды славы в научном мире. Да, доктор Тривз интересуется необычной мутацией Меррика, воспринимает Джона как подопытного и имеет глубокий научный интерес. Он показывает «человека-слона» выдающимся терапевтам и хирургам, демонстрирует его своим коллегам. Лишь когда пациент начинает говорить, доктор видит в нём человека с самосознанием и волей и с этого момента пытается облегчить жизнь Джона. Тривз делает всё возможное, чтобы Меррик остался в лондонской больнице навсегда.
![Доктор Тривз показывает Джона коллегам](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/13.jpeg)
Доктор Тривз показывает Джона коллегам
С согласия доктора Меррик быстро становится объектом любопытства высшего общества. Миссис Мотерсхед выражает обеспокоенность тем, что Джона все ещё выставляют на всеобщее обозрение как урода. Тривз начинает сомневаться в нравственности собственных действий: «Сделал ли я доброе дело, поместив этого несчастного человека из одной клетки, в другую, золотую, но тоже темницу?» Душевные терзания доктора говорят о том, что в его душе есть место любви, доброте, состраданию. Возможно, в самом начале он использовал редкую болезнь Меррика, чтобы засвидетельствовать обнаружение неизлечимой редкой болезни и тем самым повысить свой статус в научном сообществе. Но, несмотря на упреки бывшего угнетателя Меррика и старшей медсестры, доктор честен перед самим собой. Он не зарабатывал на уродстве Джозефа, а хотел обогатить мир науки новыми знаниями и оградить Меррика от страданий.
![Доктор Тривз размышляет о своих действиях](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/34.jpeg)
Доктор Тривз размышляет о своих действиях
Жизнь и смерть
В конце фильма Меррик впервые посещает театр. После представления зал аплодирует ему. В эту ночь Джон ложится спать на спине как нормальный человек. В фильме не показана смерть героя как таковая, хотя из контекста она абсолютно понятна. Меррик знает, что это приведёт его к смерти в силу особенностей строения его деформированного тела. За несколько месяцев в больнице Джон прожил удивительную жизнь, полную дружбы, любви, уважения, красоты и искусства. Оторвавшись от этого несовершенного мира, зритель вместе с Джоном приближается к звёздам, где проступает светлый образ его матери, которая сообщает, что смерти нет. Одухотворённое, спокойное лицо матери Меррика наталкивает на такую мысль: Меррик в конце концов обретёт покой.
![Смерть Джона Меррика](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/46.jpeg)
Смерть Джона Меррика
Таким образом, кинолента «Человек-слон» учит оценивать внутреннюю красоту, которая не всегда лежит на поверхности и может скрываться за россыпью шрамов и увечий. Это страшная, но вместе с тем сентиментальная жизненная драма, наполненная глубоким философским смыслом, вопросами этики и морали. Картина Линча выражает глубокую, чисто человеческую жалость, которая, на примере трагического и исключительного случая с Джоном Мерриком, обращена на всё человечество в целом. Фильм повествует о главной проблеме общества – непринятие человека таким, какой он есть.
Художественное своеобразие
Историю о человеке-слоне Дэвид Линч вывел на экран в чёрно-белых тонах. Он сделал это, чтобы показать викторианский мир, в котором жил Джон Меррик. Такая атмосфера хорошо ложится на постоянно возникающие страшные образы (балаган, нищета, пьянство).
![Викторианская Англия](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/2.jpeg)
Викторианская Англия
Фильм дополнен сюрреалистическими эпизодами, в центре которых мать Меррика. Также Линч использовал «Адажио» композитора Сэмюэля Барбера, чтобы подчеркнуть кульминацию – смерть Меррика.
![Фотография матери Меррика](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/19.jpeg)
Фотография матери Меррика
Актёрский состав
Английский актёр Джон Хёрт с блеском передал всю боль Джона Меррика. Сложный грим не помещал ему великолепно раскрыть образ своего героя, передать всю гамму чувств и эмоций.
![Актёр Джон Хёрт](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/24.jpeg)
Актёр Джон Хёрт
Энтони Хопкинс предстаёт перед зрителями в образе молодого Фредерика Тривза. Сыгранный им врач с ярким и выразительным взглядом благороден и добр.
![Актёр Энтони Хопкинс](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/8.jpeg)
Актёр Энтони Хопкинс
Роль бессердечного и циничного Байтса досталась актёру Фредди Джонсу.
![Актёр Фредди Джонс](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/25.jpeg)
Актёр Фредди Джонс
Жестокого и жадного ночного сторожа сыграл английский актёр Майкл Джон Элфик.
![Актёр Майкл Джон Элфик.](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2023/08/17.jpeg)
Актёр Майкл Джон Элфик.