Дуняша Мелехова •
второстепенный герой
💡
Евдокия Пантелеевна Мелехова (Дуняша) – второстепенный персонаж романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны, представительница нового поколения, которому предстоит налаживать разрушенную войной жизнь.
Описание героя
Внешность
В начале произведения Дуняша – «длиннорукий, большеглазый подросток» 13-14 лет. Взрослея, она начинает походить на отца и брата Григория: «приземистая собой, смуглая» с «длинными, чуть косыми разрезами глаз». В подростковом возрасте у Дуняши завязываются особые отношения с Мишкой Кошевым, о которых она, смущаясь, рассказывает Наталье. Постепенно эти отношения перерастут в настоящую любовь.
Взросление
«Преображение» Дуняши происходит очень быстро. Вернувшийся домой после ранения Григорий не сразу узнает в «сухощавой черноглазой красавице девке» родную сестру. С Дуняшей происходят не только внешние, но и внутренние изменения. Когда к Татарскому приближаются большевики, Мелеховы устраивают семейный совет насчет отступления. Мнение Дуняши, естественно, никого не интересует, да она и не вправе вообще его высказывать. Все же девушка шепотом отваживается сказать: «Скотину с собой можно угнать…».
Чем больше бед обрушивается на мелеховскую семью, тем смелее становится прежде робкая Дуняша. «Камнем преткновения» становится ее любовь к Мишке. Девушка начинает открыто проявлять неповиновение старшим. На приказание Григория забыть о возлюбленном Дуняша отвечает: «Сердцу не прикажешь!». С каждым днем отчуждение девушки от семьи становится все более заметным. Она «всякую работу… делала с видимой неохотой и так, как будто работала не для себя, а по найму».
Духовное становление
Очередное горе (примитивный аборт Натальи) вынуждает Дуняшу совершить неслыханный для патриархальной семьи поступок. Она с руганью обращается к отцу, который медлит с отъездом за доктором: «Чего ты роешься, как жук в навозе?». Гибель половины мелеховской семьи за один год превращает Дуняшу в самостоятельную женщину. Заниматься хозяйством ей приходится в одиночку: Ильинична тяжело больна, Григорий пропадает на фронте. Когда в хутор возвращается Мишка, Ильинична уже не может запретить дочери встречаться с ним. Старая женщина с горечью признается в потере власти над повзрослевшей Дуняшей: «Я тут, видно, не хозяйка…». Вскоре под давлением дочери Ильинична дает свое благословение на брак с Кошевым.
«Победа» дочери над матерью была вполне закономерна. Дуняша гораздо ярче демонстрирует свою духовную силу, заставляя возлюбленного (убежденного большевика) согласиться на церковное венчание. Свадьба Дуняши и Кошевого – символ крайне необходимого примирения между враждующими сторонами. Только любовь может остановить продолжающееся несколько лет кровавое безумие. Однако моментально забыть о прошлом, естественно, не удается. Конфликты происходят во всех молодых семьях, но ссоры между Дуняшей и Мишкой имеют в своем основании политическую подоплеку.
Между двух огней
Дуняша поначалу робко, но с каждым днем все увереннее, вступает с мужем в споры относительно судьбы бывших противников большевиков (прежде всего, Григория), советской власти, настоящей и будущей жизни. В ответ на справедливые упреки жены Кошевой даже заявляет: «Твои слова – вражьи».
Напряженная атмосфера разряжается исключительно благодаря Дуняше, которая «знала, когда в ссоре можно упорствовать, а когда надо смириться и отступить».
После возвращения в Татарский Григория отношения между молодыми супругами еще больше разлаживаются. По сути, Дуняша оказывается в положении выбора между любимым мужем и родным братом. Надежды девушки на примирение бывших друзей не оправдываются. Дуняша идет на большой риск и предупреждает брата о готовящемся аресте, спасая его от тюрьмы, а возможно и казни.
Роль в произведении
Большую часть романа Дуняша не играет особой роли в сюжете вследствие своей молодости. Однако уже с самого начала понятно, что этот образ символизирует собой новое поколение, которому предстоит налаживать разрушенную войной жизнь.
С каждой потерей в семье Мелеховых роль и значение Дуняши возрастают. Нескладный подросток превращается в стройную девушку, на плечи которой ложится забота о больной матери и детях Григория. Дуняша всеми силами пытается сгладить противоречия между недавними противниками. Благодаря ей, встреча Григория и Михаила прошла относительно спокойно и не закончилась трагедией.
В последний раз Дуняша появляется на страницах романа, спасая Григория от ареста. Этим поступком она пытается добиться справедливости и не допустить продолжения войны между близкими ей людьми. Девушка смогла простить любимому убийство брата Петро и надеялась, что он в ответ тоже простит Григорию службу у белых: «…кто старое вспомянет, тому, говорят, глаз вон». Употребив эту мудрую пословицу, Дуняша указала на самый быстрый и эффективный способ возвращения к нормальной жизни.
Литература
- Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
- Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
- Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». – М.: Современник, 1987.
- Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.: Современник, 1980.