Госпожа Простакова

главный герой в произведении "Недоросль" есть дети женат/замужем жизнь в достатке

История создания героя, прототипы

Кадр из ф/с “Недоросль”. Простакова – актриса Элла Далматова

“Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности” – так Белинский писал о “Недоросле”. Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная “Салтычиха”.

Описание героя

Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.

Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: “То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится”.

Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987

Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что “девушки грамоте умеют”. Свою безграмотность Простакова объясняет приличным “воспитанием”: “Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому”.

Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с “легкостью” решает задачи для сына и заключает: “Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…”. Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: “Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань”. Наконец, после показа уровня “образованности” сына довольная мать делает главное заключение: “Без наук люди живут и жили”.

Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.

“Надзор” Простаковой за имением Софьи имеет тайную цель каким-либо образом завладеть ее “деревеньками”. Узнав о получении Софьей богатого наследства, Простакова сразу же решает выдать ее замуж за Митрофана. Помещицу не останавливает известие о том, что у девушки уже есть жених. В стремлении к богатству она решается на открытое насилие.

У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.

Простакова. Иллюстрация Н. Муратова

Роль героя в произведении

Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.

К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.

Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного “недоросля” – Митрофанушки.

Развитие героя по мере сюжета

Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: “Теперь-то я всех переберу поодиночке”.

Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: “И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!”. Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.

Отношение автора к герою

Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: “презлая фурия” с “адским нравом”; “от таких-то животных пришел я освободить [Софью]”; “бесчеловечие злой помещицы”; “нарушительница гражданского спокойствия”; “мастерица толковать указы!”; “госпожа бесчеловечная”. Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987

Прототипы

Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову (“Салтычиху”). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело “Салтычихи” долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.

Экранизации

В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль “Недоросль”. Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна “облагородила” образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.

Наше краткое информативное видео – обязательно посмотрите для закрепления материала:

Список литературы
  1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
  2. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  3. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  6. Исакович И.В.: “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина. – Л.: Художественная литература, 1979.
  7. Д.И.Фонвизин “Недоросль: избранные произведения”, Спб, “Азбука Классика”, 2008.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 3k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.