Софья

главный герой в произведении "Недоросль"

История создания героя, прототипы

Кадр из ф/с «Недоросль». Софья — актриса Людмила Суворкина

Софья – достаточно условный персонаж комедии «Недоросль». Это идеальный образ, не имеющий реального прототипа.

Описание героя

Софья – племянница Стародума. Девушка лишилась отца в младенчестве. Около полугода назад у нее умерла мать, которая приходилась Простаковой сватьей. Помещица-самодурка «позаботилась» о дальней родственнице, взяла ее в свой дом и теперь «надзирает над ее имением».

Еще до смерти матери Софья познакомилась с Милоном. Молодые люди влюбились друг в друга, но в силу неизвестных обстоятельств так и не заключили брак. Простакова препятствует возобновлению любовной связи. Милон даже не знает, где в настоящее время находится любимая. Их встреча в доме Простаковых – простая случайность.

Софья бесконечно страдает от разлуки с любимым, но скрывает эти чувства от окружающих.

В переводе с древнегреческого Софья означает «мудрость». Девушка хорошо образована, чем резко выделяется на фоне невежественных Простаковых и Скотинина. Это заметно уже при первом появлении Софьи, когда ее «опекуны» не могут прочитать письмо Стародума, но с гордостью говорят о своей неграмотности.

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Как уже было замечено, Софья – искусственный персонаж, представленный автором довольно-таки схематично. Это идеальная девушка, обладающая всеми добродетелями. Она живет исключительно духовной жизнью, практически не проявляет сильных эмоций, хранит верность любимому человеку.

Софья говорит напыщенным книжным языком. Создается ощущение, что фразы она целиком берет из сентиментальных романов («Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки!», «Как несчастно мое состояние!», «Сердце мое меня не обманывает» и т. д.).

Роль героя в произведении

Любовная трагедия Софьи и Милона, сватовство Скотинина, неудачное похищение девушки с целью выдать ее замуж за Митрофана – все это относится к второстепенным темам комедии. Сама Софья практически не принимает участия в основных событиях. Ее роль в произведении сводится, главным образом, к участию в разговорах со Стародумом. Она соглашается с дядей или дает ему повод к дальнейшим высказываниям («Какую правду вы говорите», «Руководствуйте сердцем моим», «Как это справедливо!» и т. д.).

В широком смысле Софья вместе со Стародумом и Правдиным относится к особой, просвещенной и добродетельной части дворянского общества. По сути, она является простым примером для подражания.

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении всей комедии с Софьей не происходит никаких душевных изменений. Кардинальные повороты судьбы (появление Стародума, получение наследства, долгожданная встреча с любимым) и драматические события (открытое насилие при попытке похищения) слабо отражаются на поведении и характере девушки. Ее речь при этом («Я получила сейчас радостное известие», «Милон! Тебя ли я вижу?», «Сердце мое трепещет!») все так же возвышенна и бесконечно далека от реальных человеческих переживаний.

Отношение автора к герою

Можно предположить, что автор вряд ли испытывал какие-либо особые чувства к созданному им идеальному образу Софьи. Свою главную задачу он видел в обличении невежества российских помещиков. Софья является одной из жертв грубого деспотизма, но на фоне ярких образов отрицательных персонажей выглядит очень бледно и практически не вызывает сочувствия.

Экранизации

В фильме-спектакле «Недоросль» (1987 г.) роль Софьи сыграла актриса Малого театра Л. А. Суворкина. Артистке удалось значительно «оживить» статичный образ героини комедии. Софья в ее исполнении, даже произнося высокопарные фразы, вызывает теплый эмоциональный отклик и искреннее сопереживание у зрителя.

Список литературы
  1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
  2. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  3. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. — Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  6. Исакович И.В.: «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина. — Л.: Художественная литература, 1979.
  7. Д.И.Фонвизин «Недоросль: избранные произведения», Спб, «Азбука Классика», 2008.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 744 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *