Митрофан

главный герой в произведении "Недоросль" единственный ребенок жизнь в достатке из обеспеченной семьи нет детей никогда не был женат/замужем

История создания героя

Кадр из ф/с “Недоросль”. Митрофан – актер Игорь Лях

При работе над комедией Д. И. Фонвизин опирался на непосредственный жизненный материал, для создания героев использовал яркие прототипы. К сожалению, установить “реального” Митрофана невозможно. Современники писателя называли несколько вероятных прототипов.

Описание героя

Митрофан или Митрофанушка – шестнадцатилетнее “дитятко” супругов Простаковых. Этот уже достаточно взрослый молодой человек до сих пор остается ребенком по уровню умственного развития. Чрезмерная любовь матери испортила мальчика, превратила его в ленивого и грубого эгоиста.

Наиболее развращающей для Митрофана является безраздельная власть госпожи Простаковой. Мальчик с самых ранних лет становится свидетелем жестокого обращения с крепостными людьми. Более того, мать Митрофана избивает даже своего мужа, о чем косвенно свидетельствует сон ребенка (“вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку”). Причем сыну жалко не избиваемого отца, а мать, которая очень “устала, колотя батюшку”.

Иллюстрация Е. Суматохина

Грубое отношение к подвластным людям Митрофан, образно говоря, впитал “с молоком матери”. Неусыпно заботящуюся о нем Еремеевну мальчик нисколько не стесняется называть “старой хрычовкой”. Причем сразу же после этого он обращается к ней за помощью от избиения Скотининым: “Мамушка, заслони меня!”.

Целыми днями Митрофан бездельничает, проводя время за играми и едой. Мать поощряет такое времяпрепровождение любимого сыночка. Единственная “обуза”, которую она на него накладывает, – учеба.

Митрофанушка “уж года четыре как учится”. О степени его образованности яркое представление дают сцены уроков и демонстрации полученных знаний перед Стародумом. Это самые юмористические сцены во всем произведении.

На первом уроке Митрофан делает характерное заявление: “Не хочу учиться, хочу жениться”. Молодой оболтус и так ничего не знает, а в “процесс обучения” активно вмешиваются госпожа Простакова и “главный учитель” – Вральман. Становится понятно, что всякий раз уроки заканчиваются бранью в адрес учителей, а “бедного” ученика отпускают порезвиться.

Свои глубокие познания во “всех науках” Митрофан демонстрирует перед Стародумом. Дядя Софьи лишний раз убеждается, что мальчик безгранично туп. Однако госпожа Простакова уверена в обратном. К тому же она утверждает: “Без наук люди живут и жили”.

Ленивый и невежественный недоросль Митрофанушка олицетворяет собой огромное количество дворянских “маменькиных сынков”, которые живут за чужой счет и не приносят абсолютно никакой пользы.

Роль героя в произведении

В сюжете произведения Митрофан не играет особой роли. Его участие в главных событиях ограничивается несостоявшимся “жениховством” к Софье. Впрочем, план похищения всецело разрабатывается госпожой Простаковой. От “жениха” требуется лишь встать в шесть часов утра (хотя “дитятко”, вероятно, должна разбудить Еремеевна).

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 2010

Развитие героя по мере сюжета

Образ Митрофана, как и всех остальных героев комедии, статичен. Каким персонаж появляется в начале произведения, таким и остается в финале. Даже драматическая развязка никак не влияет на его сложившийся характер.

В финале комедии Митрофан грубо отвергает собственную мать (“Да отвяжись, матушка, как навязалась”). В этом нет ничего удивительного. Превращение Митрофана в неблагодарного эгоиста произошло исключительно из-за слепой любви госпожи Простаковой к сыну.

Отношение автора к герою

Негативное отношение автора к герою проявляется, прежде всего, в разговоре и действиях самого Митрофана. По меньшей мере странно выглядит поведение шестнадцатилетнего юноши, который до сих пор увлечен детскими играми, но при этом желает жениться.

Весьма характерны отзывы о Митрофане остальных персонажей комедии: “Дал мне Бог ученичка” (Цыфиркин), “Четвертый год мучу свой живот” (Кутейкин), “До свиней сызмала такой же охотник, как и ты [Скотинин]” (Простаков). Правдин открыто называет Митрофана “грубияном”.

Авторская позиция в произведении в целом выражается через главного положительного персонажа – Стародума. Дядя Софьи с большой иронией оценивает Митрофана: “Видно, что готовят в него

Митрофан. Спектакль Малого театра “Недоросль”. 1987. Актер И. Лях

большую душу”; “в грамматике он силен”; “что для отечества может выйти из Митрофанушки”.

Экранизации

В 1987 г. на советские экраны вышел фильм-спектакль “Недоросль”, в котором роль Митрофана сыграл И. В. Лях. Этот актер Малого академического театра уже прославился ролью Леньки в комедии “Любовь и голуби”. Зрители тепло встретили новый комедийный образ талантливого молодого актера. Митрофан в его исполнении выглядел очень достоверно. Именно таким многие любители знаменитой комедии и представляли себе глупого недоросля.

Список литературы
  1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
  2. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  3. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  6. Исакович И.В.: “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина. – Л.: Художественная литература, 1979.
  7. Д.И.Фонвизин “Недоросль: избранные произведения”, Спб, “Азбука Классика”, 2008.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.7k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.