Манилов • второстепенный герой 💡

есть дети женат/замужем жизнь в достатке

Манилов. Актер Юрий Богатырев. Фильм «Мертвые души». 1984

Манилов — один из героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; первый помещик, которого посещает Чичиков.

Описание героя

Манилов обычно одет в зеленый сюртук. У него «сладкие» глаза и трогательно-нежный голос. Это очень слащавый и льстивый человек. Когда Манилов чему-то рад (напр., приезду Чичикова), его лицо расплывается: «…глаза совершенно исчезли».

Герой наделен «говорящей» фамилией, которая намекает на его манящую слащавость. На способность Манилова заворожить человека своим угодливым обращением указывает оговорка кучера Селифана, который спрашивает у мужиков дорогу до Заманиловки.

Манилов отличается неопределенностью характера («ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»). Учтивость, вежливость и хорошие манеры помещика поначалу у незнакомого человека вызывают самые приятные чувства. Однако после нескольких минут общения с Маниловым окружающие испытывают смертельную скуку.

Манилов — бестолковый помещик. Занятый почти все время сладкими мечтами и поцелуями с женой, он совершенно не следит хозяйством, не замечает в нем никаких изъянов. В воображении Манилова возникают самые разные утопические «прожекты»: о проведении подземного хода, строительстве моста через пруд, устройстве торговых лавок для крестьян. Тем временем дворовые люди самым наглым образом обманывают барина, воруют, бездельничают.

В образе Манилова автор высмеивает сентиментализм карамзинской эпохи. Главная отличительная черта этого помещика — пустопорожняя мечтательность. В его саду в английском стиле даже имеется специальное место для этого — беседка под названием «Храм уединенного размышления».

Сентиментальный Манилов постоянно «витает в облаках». Он бесконечно далек от реальной жизни и какой-либо практической деятельности. Манилов уже два года подряд читает одну книгу. Добраться ему удалось лишь до четырнадцатой страницы, на которой все это время и лежит закладка. Мечтательный помещик не знает, сколько у него умерло крестьян со времени последней ревизии. Его хозяйство пущено на самотек, хотя могло бы приносить неплохой доход (в имении Манилова Чичиков насчитывает более двухсот крестьянских изб).

Манилов

В господском доме царит какой-то непонятный беспорядок, на который ни Манилов, ни его супруга не обращают никакого внимания. На фоне щегольской мебели резко выделяются обтянутые простой рогожей кресла, старый и грязный подсвечник. Чичикова поражает обстановка в кабинете хозяина: стены, окрашенные «какой-то голубенькой краской вроде серенькой»; горы табака в самых необычных местах; кучи золы на подоконниках.

Точно такой же беспорядок творится в голове Манилова. Разве может нормальный здравомыслящий человек назвать своих сыновей Алкид и Фемистоклюс? Эти несуразные, «отчасти греческие» имена, с одной стороны, выдают в Манилове восторженного почитателя античности; с другой, отражают его пустые мечты о героическом будущем своих сыновей.

Сам Манилов считает себя носителем высокой духовной культуры. Во время воинской службы он прослыл «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером».

На самом деле культурность и образованность Манилова достаточно мнимы. За кажущимся благородством скрывается подлинная низость. Говорящий «высоким стилем» помещик не способен четко выразить свои мысли. В его речи содержится огромное количество «слов-паразитов»: «в некотором роде», «другое дело», «так сказать» и т. д.

Роль героя в произведении

Манилов — первый и самый бескорыстный из всех встреченных Чичиковым помещиков, отдавший мертвые души бесплатно. Вряд ли можно считать это бескорыстие положительным качеством Манилова. Предложение главного героя его смутило и удивило. Помещик не в состоянии понять, что Чичиков предлагает ему совершить мошенническую операцию. Несколько встревоженный Манилов полностью успокаивается, когда слышит от гостя, что эта «негоция» (продажа мертвых душ) соответствует «гражданским постановлениям и дальнейшим видам России».

Для Чичикова поездка к Манилову и безопасное приобретение первой партии мертвых душ стали своеобразной «разведкой». Добившись явного успеха в самом начале своей аферы, главный герой почувствовал себя намного увереннее. Если бы он первым делом обратился к Ноздреву, то мог бы и отказаться от дальнейших попыток купить «несуществующие» души.

Таким образом Манилов невольно подтолкнул Чичикова к дальнейшим активным действиям.

Значение образа

Критические оценки образа Манилова мало чем отличаются друг от друга. К. С. Аксаков отмечал «пустоту», «приторную сладость», «ограниченную, маленькую жизнь» этого героя. В. Г. Белинский писал о Манилове: «пошл до крайности, сладок до приторности… пуст и ограничен; но… не злой человек».

Литература

  1. Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. — 2007.
  2. Гус М. С. Живая Россия и «Мертвые души». — М., 1981.
  3. Кривонос В. Ш. Мертвые души Гоголя. Пространство смысла. — М., 2015.
  4. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». — Ленинград, 1987.
  5. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души». Комментарий. — Ленинград, 1974.
  6. Соколов П. В. Гоголь. Энциклопедия. — М., 2007.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Чичиков Павел Иванович
Коробочка
Ноздрёв
Плюшкин
Собакевич
Текст: Владислав Валерьевич, 2.8k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии