Плюшкин. Актер Иннокентий Смоктуновский. Фильм «Мертвые души». 1984

Плюшкин — один из персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; последний помещик, к которому заезжает Чичиков.

Описание героя

Плюшкин — дряхлый, совершенно опустившийся и утративший человеческий облик старик. С первого взгляда даже невозможно с  уверенностью определить пол этого странного существа. Чичиков, увидев Плюшкина в женском капоте, с колпаком на голове и связкой ключей на поясе, принимает его за ключницу.

Плюшкин выглядит отвратительно. У него выступающий вперед подбородок и маленькие бегающие глазки. Одет помещик в рваный и засаленный, неизвестно из чего «состряпанный» халат.

Автор упоминает о старшей дочери Плюшкина — Александре Степановне. Это позволяет установить имя помещика. Однако напрямую старик ни разу не назван Степаном, что свидетельствует о крайнем пренебрежении окружающих людей к этой «прорехе на человечестве».

Фамилия Плюшкин образована от «плюхи», «оплеухи» — действия, унижающего достоинство человека и символизирующего собой оскорбление и обиду. Еще больше негатива содержится в кличке, данной Плюшкину крестьянами — «заплатанной». К этому позорному прозвищу вдобавок прибавляется грубое непечатное слово.

Плюшкин фантастически скуп. Обладая «тысячью с лишком душ» (с учетом «мертвых»), он трясется над каждой копейкой и крошкой хлеба. Помещик старается есть у своих же дворовых людей и даже ворует вещи у крестьян. Смертность среди крепостных Плюшкина невероятно высока. Хозяйственный Собакевич так отзывается о нем: «Восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!».

Имение и деревня Плюшкина поражают Чичикова своим нищенским убожеством. Ветхие крестьянские избы полуразрушены. Видны целые горы гниющего господского зерна. Дом самого помещика автор называет «дряхлым инвалидом». Он напоминает давно оставленное человеком жилище: отваливающаяся штукатурка, плесень, забитые досками окна.

Печальный факт заключается в том, что полусумасшедший старик занят бессмысленным накопительством. Крестьяне по-прежнему исправно приносят ему натуральный оброк, но все это добро сваливается в кучи и постепенно превращается в прах и тлен. Скупость Плюшкина бесцельна. Он дошел до того, что собирает по деревне всякий хлам, тащит его к себе в дом и складывает в беспорядочную кучу. Для старика важна не ценность вещей, а попросту обладание ими.

История Плюшкина

Плюшкин

В далеком прошлом Плюшкин был бережливым и хозяйственным помещиком, главой большой и дружной семьи, примером для подражания. Превращение нормального человека в безумного скрягу произошло под влиянием целого ряда жизненных бед.

У Плюшкина умерла жена. Старшая дочь сбежала из дома с офицером и вела нищенскую жизнь. Сын поступил на воинскую службу и вскоре проигрался в карты. Наконец, умерла младшая дочь. Оставшись один, Плюшкин потерял жизненную цель. Бережливость помещика стала перерастать в скупость, которая, в конце концов, приняла такие гипертрофированные формы.

Плюшкин разорвал все связи с людьми. У помещика фактически нет семьи. Он отрекся от сына. К Плюшкину изредка приезжает дочь с надеждой получить от отца хоть немного денег, но старик ничего ей не дает. К скупцу перестали ездить купцы, называя его «бесом, а не человеком». От помещика бегут крепостные крестьяне.

Роль героя в произведении

Последний помещик, к которому обращается Чичиков со своим предложением, является самым гадким и отвратительным персонажем. Плюшкин — гротескно-уродливый образ старости. Это символ предельного обнищания и омертвения души. А. А. Григорьев отмечал в образе Плюшкина «окончательное отпадение от образа Божия».

Возможность избавиться от мертвых душ (вернее, от необходимости выплачивать за них подати) и даже получить за это деньги приводит Плюшкина в восторг. Еще большую радость ему доставляет желание Чичикова купить беглых крестьян с немедленным расчетом. Полученные деньги старик тут же прячет в бюро, где они пролежат до его смерти.

Прототипы

В журнале «Исторический вестник» (№2, 1913) была опубликована статья о вероятном прототипе Плюшкина. В ней рассказывалось об одном помещике из Полтавского уезда, с которым была знаком Гоголь. Жизнь этого помещика во многих деталях напоминала биографию Плюшкина. Обладая солидным состоянием, он прикидывался бедняком. Помещик гноил собственный хлеб, держал дворовых людей впроголодь и тяготился податями за мертвые души. Уже после публикации поэмы Гоголь в шутку обратился к помещику с предложением продать мертвые души. Сделка не состоялась только из-за того, что скупец заломил слишком высокую цену.

Литература

  1. Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. — 2007.
  2. Гус М. С. Живая Россия и «Мертвые души». — М., 1981.
  3. Кривонос В. Ш. Мертвые души Гоголя. Пространство смысла. — М., 2015.
  4. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». — Ленинград, 1987.
  5. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души». Комментарий. — Ленинград, 1974.
  6. Соколов П. В. Гоголь. Энциклопедия. — М., 2007.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Чичиков Павел Иванович
Коробочка
Манилов
Ноздрёв
Собакевич
Текст: Владислав Валерьевич, 3.7k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии