Ноздрёв | второстепенный герой в произведении "Мертвые души"

вдовец/вдова есть дети жизнь в достатке

Ноздрёв. Актер Виталий Шаповалов. Фильм “Мертвые души”. 1984

Ноздрев – один из героев поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”; третий по счету помещик, которому наносит визит Чичиков.

Описание героя

Ноздреву около тридцати пяти лет. Его внешность с годами нисколько не изменилось. Это человек “с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами” – всегда свежий и полный сил мужчина. Обычно Ноздрев носит архалук (кавказский кафтан с высоким воротником). Он постоянно курит трубку и лезет целоваться.

Ноздрев – типичный русский “молодец”; “разбитной малый”; “человек на все руки”, всегда готовый на какое-нибудь приключение (напр., похищение губернаторской дочки). В чертах его лица есть что-то “открытое, прямое, удалое”.

Для Ноздрева характерно вызывающее, наглое и агрессивное поведение. Он всегда действует импульсивно и хаотично, совершенно не задумываясь о последствиях. Главные отличительные черты Нозрева: бессмысленное расточительство, пустая похвальба, безудержное самодурство и безалаберность. Он постоянно попадает в какие-то скандальные истории, в которых получает возможность совершать “подвиги”.

Фамилия Ноздрев намекает на феноменальное чутье помещика на ситуации, в которых можно удовлетворить страсть к игре, выпивке и скандалу. Он обожает посещать ярмарки, где, как правило, не только проигрывается в пух и прах, но и нередко оказывается битым.

Ноздрев сознательно “нарывается” на неприятности. Ярким примером служит его ссора с Чичиковым. Помещик настойчиво предлагает гостю сыграть в карты с каким-то сомнительным крапом. На следующий день он крайне неумело пытается сжульничать во время игры в шашки. После неизбежного разоблачения Ноздрев приказывает своим людям бить Павла Ивановича.

Для всех жителей города Ноздрев известен, как невероятный лжец и обманщик. Его чудовищное вранье спонтанное и бесцельное. Ноздрев может с жаром утверждать, что поймал зайца руками; имел “лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти”. Чичиков уже после двух встреч с ним составляет точную характеристику: “человек-дрянь… может наврать, прибавить, распустить чорт знает что”.

Ноздрёв

Во время “допроса” относительно Чичикова “разбитной малый” охотно подтверждает все нелепые слухи, добавляя к ним красочные детали. Услышав, что кое-кто считает Павла Ивановича переодетым Наполеоном, Ноздрев несет полную “околесину”. Скандалист постоянно ругается: “дрянь же ты!”; “фетюк”; “печник гадкий”; “ну ее жену, к…!”. Его так и тянет чем-нибудь нагадить человеку, причем даже тому, кого он называет своим лучшим другом.

Хозяйство, которым безмерно гордится Ноздрев, представляет собой печальное зрелище. В конюшне содержатся две кобылы и жеребец, остальные стойла уже давно пустуют. Предмет особой гордости Ноздрева – псарня с множеством собак самых разных мастей. Также у помещика есть неисправная водяная мельница.

В кабинете Ноздрева висят сабли и два ружья. Нет даже намека на какие-нибудь книги, бумаги и письменные принадлежности. Зато у помещика есть огромное количество курительных трубок. Ноздрев абсолютно равнодушен к “искусству” своего повара: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось”. Еду ему заменяют спиртные напитки отвратительного качества.

Роль героя в произведении

Ноздрев является единственным помещиком, отказавшимся продать Чичикову мертвые души. Правда, его решительный отказ обусловлен не этическими или юридическими причинами. Ноздрев, напротив, проявляет большой интерес к мошенническому предложению Павла Ивановича, видя в нем возможность “надуть” гостя. Он готов совершить сделку, если Чичиков купит что-нибудь еще, совершит бессмысленный обмен или согласится на азартную игру.

Чичиков, в свою очередь, отказывается от всех заманчивых предложений лжеца и шулера. Согласившись все же сыграть в шашки, он убеждается в жульничестве Ноздрева, обвиняет его в этом и чуть было не оказывается битым.

Чудом спасшийся Павел Иванович сожалеет о своем опрометчивом поступке – попытке купить мертвые души у безбожного обманщика и сплетника. Его опасения полностью оправдываются. Прямо на губернаторском балу пьяный Ноздрев во всеуслышание начинает говорить о скупке Чичиковым мертвых душ. Это становится одной из главных причин “падения” Павла Ивановича в глазах жителей города и его вынужденного поспешного отъезда. Автор отмечает, что людей ноздревского типа до сих пор очень много в русском обществе: “Он везде между нами…”.

Прототипы

Возможным прототипом Ноздрева считается зять Гоголя П. О. Трушковский, муж сестры писателя Марии Васильевны. Трушковский уговорил мать Гоголя завести кожевенную фабрику. Вырученные за первую партию сапог деньги он пропил и сбежал, после чего “обманул еще пять помещиков” и вскоре умер. Из-за наделанных Трушковским долгов семья Гоголей была вынуждена заложить родовое имение Васильевку.

Литература

  1. Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. – 2007.
  2. Гус М. С. Живая Россия и “Мертвые души”. – М., 1981.
  3. Кривонос В. Ш. Мертвые души Гоголя. Пространство смысла. – М., 2015.
  4. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя “Мертвые души”. – Ленинград, 1987.
  5. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя “Мертвые души”. Комментарий. – Ленинград, 1974.
  6. Соколов П. В. Гоголь. Энциклопедия. – М., 2007.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 98

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *