Итоговое сочинение 2020-2021: рекомендации

Итоговое сочинение переносится на 2021 год — а именно на 5 апреля (согласно приказу Минпросвещения РФ и Рособрнадзора). Это отличный шанс подготовиться к нему тщательнее!

Для многих итоговое сочинение служит лишь допуском к ЕГЭ по русскому языку, кому-то оно добавит баллов при поступлении на филологический факультет. В любом случае сегодняшним 11-классникам будет нелишним ознакомиться с рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению.

Объем

Следим за объёмом! Учителя часто пугают школьников: нужно писать не менее 350 слов! Однако проверять работу начинают с объёма в 250 слов, поэтому стремиться во что бы то ни стало «переплюнуть» границу в 300 слов не стоит. Количество не всегда равно качеству, кроме того, ученики рискуют допустить больше ошибок, растекаясь мыслью по древу. Лучше ориентироваться на золотую середину (270-300 слов). Советуем также заранее потренироваться на черновиках и выяснить, сколько страниц занимает указанный объём при вашем почерке. Это избавит вас от желания нервно подсчитывать каждую строчку на самом экзамене. Кроме того, в процессе подготовки можно приблизительно определить, сколько слов приходится на клишированные фразы.

Тема

Не отклоняемся от темы! Случается, что полёт фантазии заносит учеников куда-то совсем далеко от изначально указанной темы сочинения. Совет донельзя прост: чётко определитесь, что от вас хотят услышать в рамках данной темы. Если она звучит как «Почему человек перестаёт развиваться?», мы обязаны назвать причины, а не рассуждать о том, насколько это хорошо или плохо. Аргументы мы подбираем не просто к теме сочинения, а к нашему мнению по поводу этой темы.

Структура

Помним о структуре! Основными критериями при оценке работы являются соответствие теме и аргументация. Однако для получения зачёта необходимо, как минимум, 3 пункта из 5. Если грамотность и качество речи – беда большинства учащихся, то за критерий «Композиция и логика изложения» получить зачёт под силу любому. Декабрьское сочинение подразумевает рассуждение, поэтому вспоминаем структуру «Тезис – Доказательство – Вывод». Каждый из указанных пунктов необходимо начинать с нового абзаца.

Анализ позиции

Анализируем, а не пересказываем! На основную часть (аргументацию) приходится не менее 180-200 слов. Частенько ученики пытаются добиться желаемого объёма за счёт привлечения посторонней информации, не имеющей отношения к указанной теме. Чтобы не перескочить в процессе написания на полный пересказ, постарайтесь отвечать на следующие вопросы:

  1. Как заявленная тема фигурирует в данном произведении?
  2. Как ваша позиция по указанному вопросу связана с данным произведением?
  3. На примере каких героев её можно рассмотреть?
  4. Какие сцены и эпизоды могут послужить доказательством вашей точки зрения?
  5. Как герои ведут себя в ситуациях, связанных с данной темой?
  6. К какой мысли автор пытается подвести читателя?

Аргументы

Запасаемся аргументами! Уже в сентябре образовательные ресурсы озвучивают пять направлений сочинений этого года и выкладывают список всевозможных тем. Вероятность того, что на самом экзамене вам попадётся нечто из тем в интернете, крайне мала (имеется в виду, что они не будут звучать точь-в-точь). Рекомендуем грамотно распределить оставшееся до итогового сочинения время и ориентироваться на 2-3 раздела. Просмотрите, какие темы могут попасться в рамках выбранных вами направлений, и запаситесь тремя-пятью литературными источниками к ним. Помним, что мы имеем право брать два и более произведений в качестве доказательств, два примера из одного и того же классического русского или зарубежного произведения либо использовать одно произведение (тогда нужно очень постараться «размахнуться» на 180-200 слов).

Ниже вы можете ознакомиться с произведениями, которые подходят к большинству тем из разделов 2021 года:

«Забвению не подлежит»: рассуждение о необходимости помнить уроки истории, уважительно относиться к прошлому и культурным памятникам. Произведения:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Л.Н. Толстой «Война и мир»; А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»; М.А. Шолохов «Судьба человека»;

«Я и другие»: рассуждение о взаимоотношениях человека и окружающих, причинах конфликтов и способах гармонизации. Произведения:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; М. Горький «Старуха Изергиль»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

«Время перемен»: рассуждение о необходимости перемен в жизни отдельного человека и целого мира, их нравственной составляющей. Произведения:

Л.Н. Толстой «Война и мир»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; А.П. Чехов «Человек в футляре», «Вишнёвый сад»; А.Н. Островский «Гроза»;

«Разговор с собой»: рассуждение о способности человека к самоанализу, причинах внутренних конфликтов и способах их преодоления. Произведения: Л.Н. Толстой «Война и мир»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; И.А. Гончаров «Обломов»; А.Н. Островский «Гроза»;

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»: рассуждение о преемственности поколений, ценностях «отцов» и «детей». Произведения: А.С. Грибоедов «Горе от ума»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Дж. Роулинг «Гарри Поттер»; М. Зусак «Книжный вор».

Список произведений, которые можно использовать в качестве аргументов, не ограничивается указанными текстами. Но нетрудно заметить, что ко многим направлениям подходят одни и те же произведения, что сильно облегчает участь выпускников. Следуя нашим рекомендациям, вы будете уверенно чувствовать себя на экзамене и обязательно получите «зачёт»!

Текст: Елена Бочкова, 2.2k 👀