Общая информация

Уважаемые 11-классники! Данный раздел подготовлен заслуженным учителем РФ. Просим Вас внимательно ознакомиться с нашими материалами и рекомендациями, мы очень старались. Надеемся, что наши материалы помогут Вам при подготовке. Успехов Вам!

Вам предстоит принять участие в написании итогового сочинения, которое будет проходить 6 декабря 2023 года. Есть ещё две резервные даты, если первая попытка будет неудачной или вы пропустите экзамен по уважительной причине. Это 7 февраля и 10 апреля 2024 года. В ходе подготовки необходимо учитывать некоторые изменения, которые введены.

  • Упразднены тематические направления, вместо них в 2024 году будут предложены разделы, в которые распределят тематики, по которым будут формулировать темы итогового сочинения.
  • Во время проведения итогового сочинения 2023-2024 учебного года экзаменуемые получат на выбор 6 тем по 2 на каждый укрупненный раздел.
  • Экзаменационные комплекты будут компоновать, используя закрытый банк ФИПИ. Вариантов тем - более 1500.

Подготовиться ко всем темам практически невозможно: во-первых, тем более 1500, во-вторых, банк закрытый!

Примерный (!!!) комплект тем итогового сочинения № ИС07122023-02

Номер Тема сочинения
111 Какую жизненную цель можно назвать благородной?
201 Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
304 Как становятся героями на войне?
405 Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
509 Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
602 Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?

Чтобы справиться с работой, вы должны ориентироваться на следующие рекомендации:

  • Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения. Номер выбранной темы обязательно укажите в бланке регистрации и бланке записи. Кроме того, в бланке записи итогового сочинения напишите название выбранной темы.
  • Рекомендуемый объём – от 350 слов. Их может быть меньше, но не менее 250-ти слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
  • Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме).
  • Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение окажется несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
  • В рамках темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.
  • Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
  • Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
  • Критерии оценивания сочинения проверяющими не изменились. Ознакомиться с ними можно как на официальных сайтах, так и на нашем сайте.

В 2023-2024 учебном году 11-классникам будет предложено 6 тем по 2 из каждого тематического раздела.

Разделы и подразделы

  1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
    1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
    2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
    3. Познание человеком самого себя.
    4. Свобода человека и ее ограничения.
  2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
    1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
    2. Человек и общество.
    3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
  3. Природа и культура в жизни человека
    1. Природа и человек.
    2. Наука и человек.
    3. Искусство и человек.
    4. Язык и языковая личность (Внимание! Новый подраздел!)

Темы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Темы этого раздела связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, о сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном, о поступках и их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, о значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Примерные (!!!) темы:

  • Чем опасно равнодушие?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Что такое долг?
  • Какова разница между целью и мечтой?
  • Опасен ли эгоизм для любви?
  • Почему нельзя «убивать время»?
  • Согласны ли вы с утверждением, что безвыходных ситуаций нет?
  • Связаны ли смирение и доброта?

Темы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Темы этого раздела связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества. Примерные (!!!) темы:

  • В чём польза и опасность конфликта?
  • Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
  • Помощь другим – право или обязанность?
  • Только ли добрые дела не подлежат забвению?
  • Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?
  • Событие русской истории, запечатлённое в литературе
  • Каким я вижу своё место в жизни страны?

Темы «Природа и культура в жизни человека».

Темы этого раздела связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре; касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности; позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей; побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека. Примерные (!!!) темы:

  • Способна ли природа воспитывать человека?
  • Согласны ли вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?
  • Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
  • Какие произведения становятся классическими?
  • Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
  • Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?
  • Чего я жду от встреч с искусством?