Чёрный человек • cтихотворение и анализ
краткая информация
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
“Слушай, слушай, –
Бормочет он мне, –
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою”.
“Счастье, – говорил он, –
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство”.
“Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай”.
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
. . . . . . . . . . .
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
“Слушай, слушай! –
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. –
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет “она”,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою”.
“Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится”.
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
. . . . . . . . . .
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И – разбитое зеркало…
Краткое содержание
Человек, от лица которого написано произведение, очень плохо себя чувствует. Он не понимает, в чём причина его боли: либо сильный ветер за окном, либо винное опьянение? Человек чувствует невероятное: словно его голова размахивает ушами, из шеи видны ноги. Он мечется в постели, не в состоянии уснуть. В это время, неизвестно откуда, является чёрный человек. Он садится на кровать рассказчика. Визитёр всю ночь заставляет его слушать своё гнусавое чтение книги, мешая заснуть.
В книге описана жизнь какого-то пьянчуги. Слушая чтение чёрного человека, рассказчик ощущает прилив страха и тревоги. Ему кажутся отвратительными поступки персонажа читаемой книги. Персонаж представляет собой поэта, который живёт среди отъявленных негодяев, постоянно ввязываясь в кровавые драки, громкие скандалы, любовные интриги и попойки.
Рассказчик молит чёрного человека умолкнуть, прекратить чтение, исчезнуть навсегда. Но тот продолжает издеваться над беднягой. В какой-то момент рассказчик понимает: чёрный человек читает ему книгу о его собственной непутёвой жизни. Чёрный визитёр упрекает рассказчика в том, что дурная слава летит далеко впереди него. Это приводит последнего в гнев: он хватает трость и швыряет её в переносицу визитёра.
Проходит мучительная ночь. Начинает синеть рассвет. Рассказчик видит, что кроме него в комнате никого нет. Перед ним висит разбитое тростью зеркало. Рассказчик понимает, что чёрный человек – это его страдающая совесть.
История создания
Впервые произведение было опубликовано на страницах журнала «Новый мир» в 1926 г. Есенин создаёт первоначальный вариант поэмы в 1923 г. К этому моменту он, двадцати восьми летний молодой человек, уже побывал в Америке и встретился с возлюбленной Айседорой Дункан, с которой тогда же и расстался. Чтобы понять замысел поэмы таким, каким он был изначально задуман поэтом, необходимо знать контекст.
«Чёрный человек» – это не бред сознания, воспалённого вином, это не спонтанно написанное произведение. Его идея пришла к Есенину во время гастролей по загранице. В этот момент поэта мучила ностальгия по России и чёткое осознание того, что на родине он никому не нужен.
Жанр, направление, размер
Невзирая на особенности композиции, произведение представляет собой лироэпическую поэму:
- с одной стороны описывается психоэмоциональное состояние героя;
- с другой стороны – история жизни героя. Здесь присутствует сюжет, который можно отследить.
Поэт использует тоническую систему стихосложения – дольник: с его помощью передаётся настроение героя, демонстрируется его усталость от жизни.
Композиция
Для произведения автор выбрал театральную композицию, поэтому оно больше похоже на пьесу, чем на поэму. Два главных действующих лица ведут диалог, а поэт вставляет в их беседу свои ремарки о происходящем вокруг.
Произведение, как театральная пьеса имеет: пролог, эпилог, основную часть, и разделяется на три смысловые части:
- Завязка и первая часть – мы знакомимся с психологическим состоянием героя, его чёрным человеком.
- Первая часть закольцовывается на вторую – мы видим, что наступление чёрного человека становится необратимым. Герой решает с ним покончить, бросая в него трость.
- Развязка – герой в полном одиночестве стоит в комнате.
Образы и символы
В произведении представлено два важных по смыслу действующих лица: образ чёрного человека и образ лирического героя.
Некоторые литературоведы полагают, что справедливо говорить о правомерности следующего утверждения: Есенин = лирический герой = чёрный человек.
Возможно, образ чёрного человека – это, либо альтер эго поэта (аналог его второго «Я»), либо болезненная иллюзия воспалённого сознания, вызванная затяжной бессонницей.
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – разочарование. Есенин остро чувствует собственное ничтожество, желает взглянуть на себя со стороны, используя образ чёрного человека в цилиндре. Этот человек, взглянув на поэта, видит сплошное разочарование в любви, в творчестве, в жизни и сплошной алкогольный кошмар.
Поэму справедливо трактовать, как попытку автора облегчить душу перед уходом в иной мир. Это публичное покаяние поэта, чувствующего себя разочарованным и одиноким.
Основная идея
Главная идея всего повествования – нескончаемый трагизм, запрятанный внутрь «счастливого человека», которого окружающие люди видят, но не понимают. Автор стремится донести мысль о внутреннем сломе человека через диалог с «чёрным» визитёром. Также автор доносит до читателей мысль о том, что любому неординарному человеку свойственны сомнения, неуверенность, недовольство собой и окружающим миром. Преодолеть эти эмоции подчас невозможно.
Средства выразительности
В поэме все средства выразительности работают на обслуживание главной идеи:
- метафоры – «осыпает мозги алкоголь»;
- эпитеты – «зловещая птица», «изломанные и лживые жесты»;
- олицетворения – «деревянные всадники»;
- лексические повторения
Все произведения автора
- • Берёза
- • Вот уж вечер. Роса…
- • Гой ты, Русь, моя родная…
- • Заметался пожар голубой…
- • Край ты мой заброшенный…
- • Мелколесье, степь и дали…
- • Мы теперь уходим понемногу…
- • Не бродить, не мять в кустах багряных…
- • Не жалею, не зову, не плачу…
- • Нивы сжаты, рощи голы…
- • Низкий дом с голубыми ставнями
- • О красном вечере задумалась дорога…
- • Отговорила роща золотая…
- • Письмо к женщине
- • Письмо матери
- • Поет зима, аукает…
- • Пороша
- • Разбуди меня завтра рано…
- • Русь советская
- • Собаке Качалова
- • Спит ковыль. Равнина дорогая…
- • Топи да болота…
- • Черёмуха
- • Чёрный человек
- • Я покинул родимый дом…