Пороша • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Есенин С.А. | Дата публикации: 1914 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ природы, лирический герой Темы: человек и природа

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Краткое содержание

Стихотворение «Пороша» представляет собой сочетание краткости и необыкновенной художественной выразительности, его можно назвать образцом пейзажной лирики С.А. Есенина. Герой едет по запорошенному лесу и любуется картиной сказочного зимнего пейзажа. Он находится наедине с природой, и ничто не нарушает этого тихого созерцания.

Постепенно стихотворение наполняется сказочной атмосферой. Уже во второй строфе появляются волшебные образы: заколдованный невидимкой лес, старая сосна, которая «оперлася на клюку», словно Бабя яга из народной сказки… Далее автор возвращается к реальности, описывая сидящего на вершине сосны дятла. Такой переход стирает границу между сказкой и действительностью и помогает лучшему восприятию текста.

В последней строфе перед читателем предстает картина снежного раздолья, скачущего по бесконечной дороге коня, земли, покрытой шалью из снега. Все эти образы автор соотносит с русской душой, ее широтой и открытостью. Описывая заснеженные просторы, Есенин, как тонкий ценитель этой красоты, показывает читателю свое неравнодушное отношение к родному краю, к природе и к родине в целом.

И. Шишкин. Первый снег. 1875

История создания

Когда Есенину исполнилось семнадцать лет, он покинул Константиново и переехал в Москву. Этот город привлекал его, прежде всего, большими возможностями, хотя и тяготил чрезмерной шумностью, суетливостью и неухоженностью. Привыкание к новому месту жительства давалось Есенину нелегко. Юноша очень тосковал по родной рязанщине, ее просторам, березовым рощам, заснеженным полям и очень переживал, если долго не мог навестить дорогие сердцу места. Чтобы дать выход своим чувствам, он, на основе воспоминаний, часто описывал картины деревенской жизни в своих произведениях.

Стихотворение было написано в 1914 году, знаменательном для молодого поэта тем, что его произведения впервые стали публиковаться в печатных изданиях. Оно получилось очень мелодичным, необычайно красивым и нежным и заняло достойное место среди лучших образцов пейзажной лирики двадцатого столетия.

Персонажи и образы

Главным персонажем в стихотворении выступает русская природа. Повествование ведется от лица лирического героя, на которого спроецирован образ самого Есенина. Именно он сообщает читателю о своих чувствах от созерцания картины запорошенной снегом местности. Поэт настолько красиво олицетворяет зимнюю природу, что перед глазами разворачиваются волшебные полотна, а стихотворение начинает напоминать произведение народного фольклора.

Композиция

Композиционно произведение делится на четыре строфы. Оно не имеет выраженных композиционных точек и представляет собой неспешное, плавное повествование. В каждой строфе показана небольшая миниатюра на тему природы. Первое четверостишие представляет читателю лирического героя, который решил прокатиться верхом по первому снегу.

Вторая строфа посвящена описанию зимнего, словно уснувшего леса. В третьей – перед глазами предстает старая сосна в виде старушки с клюкой. Кругом стоит тишина, которая нарушается лишь стуком дятла. Последняя строфа описывает внутреннее состояние героя. Бесконечная дорога служит олицетворением жизненного пути и личной свободы.

Жанр

По принадлежности к литературному роду стихотворение относится к лирике. Литературное направление – романтизм, хотя, уже явно проступают некоторые черты имажинизма.  Жанр данного произведения – пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ).

Для придания художественной огранки автор пользуется различными средствами выразительности. В стихотворении присутствуют образные олицетворения: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой повязалася сосна», «дремлет лес», снег «стелет шаль». Для придания фольклорной напевности автор использует инверсию: «скачет конь», «валит снег».

При упоминании бесконечной дороги применяется метафора «убегает лентой вдаль» наряду с эпитетом «бесконечная дорога» и олицетворением «убегает». Несмотря на то, что в стихотворении описывается природа, эпитетов в нем совсем немного: «серые вороны», «белая косынка» и уже упомянутая «бесконечная дорога».

Проблематика и основная идея произведения

В произведении не затрагиваются никакие проблемы. Оно представляет собой авторское видение зимней природы и служит выражением любви поэта к своей малой родине, по которой он бесконечно скучал. Влившись в городскую жизнь, Есенин понял, как безнадежно утрачена людьми связь со своими корнями. В качестве примера можно привести то недоумение и, даже презрение, когда «деревенский поэт» предстал перед звездной поэтической элитой в простых валенках.

Целью поэта было пробуждение пусть не любви, но, хотя бы, интереса к своей родине. Его первые шаги в этом направлении заключались в сочинении произведений, которые знакомили бы читателя с восхитительными русскими пейзажами.

Идея произведения состоит в том, чтобы показать природу во всем ее многообразии, разноплановости – это и заснеженные поля, и цветущие луга, и дороги, и леса, и животный мир, и многое другое. Все это несет в себе своеобразную красоту, стоит лишь посмотреть на это другими глазами и научиться получать радость от простых повседневных вещей и явлений.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.7k 👀