Стихотворение и анализ «Вот уж вечер. Роса…»

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Краткое содержание

И. Разживин. Вечернее солнце. 2010

Произведение начинается с описания того, как поэт любуется изменениями в природе: наступил вечер, лучи заходящего солнца ещё блестят на крапиве… Поэт стоит у дороги, спиной к иве. Он никуда не спешит, никого не надеется встретить. С заходом солнца становится темно, лишь лунный свет едва освещает крышу дома. Вдали заливается соловей. Поэту на сердце становится тепло и уютно, словно у домашней печи. Лишь вдалеке,  за речкой, он слышит стук сторожевой колотушки. Это вмиг разрушает сказочную атмосферу, возвращая его в мир реальный.

История создания

Есенин овладел поэтическим даром в раннем возрасте, но свои первые поэтические «эксперименты» считал наивными пробами пера. Получив читательское признание, он долго отказывался от публикации своих первых юношеских произведений. Данное стихотворение – исключение из правил: Есенин его особенно любил.

Произведение увидело свет в 1910 г. Автору, в момент написания, было пятнадцать лет. Поэтические строки родились на свет в селе Константиново. Есенин романтизирует и во многом  идеализирует свою родную деревню, не стремясь воссоздать негативные реалии крестьянской жизни.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру пейзажной лирики. Есенин живописует картины природы, передавая её порывы и настроение. Размер произведения – двуударный дольник: в рифме пропускается несколько ударных слогов. Двуударным он называется из-за числа ударений в пределах одной строки. Рифмовка перекрёстная. К концу стихотворения появляется сочетание перекрёстной рифмы с рифмой параллельной.

Композиция

Композиция отличается простотой. Включает в себя четыре строфы, которые описывают эмоции, испытываемые лирическим героем при любовании сельским пейзажем:

  1. Первая строфа – поэтом создаётся экспозиция: он говорит о месте/времени действия, указывая на то, что лирический герой желает в спокойствии созерцать окружающий пейзаж.
  2. Вторая строфа – описание окружающего мира: поэт видит лунный диск, слышит соловьиное пение. Важный нюанс заключается в том, что пение слышится где-то далеко. Этим автор демонстрирует, что лирический герой предчувствует существование большого, ещё не ведомого ему мира.
  3. Третья строфа содержит множество ярких сравнений. Особенно интересна вторая половина четверостишия: в ней сильны фольклорные мотивы.
  4. Четвёртая строфа завершает стихотворение. В ней автор использует приём противопоставления: всё, что он описывал до этого, было живым. Поэтому герой не чувствовал одиночества. Но, стук «мёртвой» сторожевой колотушки вступает в семантическое противоречие с живым миром окружающей природы.

Образы и символы

Читая стихотворение, несложно выделить образную систему, использованную автором:

  • образ лирического героя – это сам Есенин. Именно он стоит возле ивы, наблюдая за окружающим пейзажем. Ему хорошо и уютно. Природа идеально гармонирует с мыслями поэта;
  • образ «мёртвой» колотушки и образ сторожа символизируют опасность, нечто незнакомое и поэтому тревожное. Они контрастируют с живой природой, где всё дышит и поёт;
  • образы соловья, луны, ивы, росы придают стихотворному повествованию особую живость. Символизируют красоту, нежность, вдохновение. Это образы ожившей природы: она оживает в то время, пока люди мирно спят.

Темы и настроение

Основная тема – родная природа, с которой человек сливается душой. В стихотворении отсутствуют динамичный сюжет и яркие эпитеты, но это не мешает читателям увидеть красоту природы, понять, что она жива и близка каждому.

Основная идея

Основная идея произведения – показать, насколько комфортно может чувствовать себя человек от наблюдения за самыми  обыденными вещами. Несмотря на то, что все летние вечера похожи друг на друга, происходят такие моменты, когда человеку хочется бросить все дела и остановиться, осознавая, как хорошо и приятно от окружающего мира вокруг. В стихотворении Есенин запечатлел именно такой момент.

Средства выразительности

Для ранней лирики Есенина свойственна простота изложения мыслей. Ещё только формируя свой творческий метод, поэт использует не так много средств выразительности, но каждое из них уместно:

  • эпитеты – «свет большой», «сонный сторож», «мёртвая колотушка»;
  • сравнения – «как зимой у печи», «как большие свечки».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 345 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *