Автор: Есенин С.А. | Дата публикации: 1917 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной, образ природы | Темы: любовь |

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

стихотворение и анализ

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

 

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

 

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Краткое содержание

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Сергей Есенин сочинил в 1916 году, во время посещения родного села Константиново. Оно представляет собой высокохудожественный образец любовной лирики, навеянный воспоминаниями и волнующими, нежными чувствами.

Словами: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда» поэт словно доказывает самому себе, что чувства к возлюбленной больше не тревожат его сердце. Ее образ улетучивается из его памяти, чтобы уступить место новым увлечениям и привязанностям. Несмотря на это, в глубине души он продолжает ощущать тяжесть и тоску от разлуки. Герой знает, что его еще долго не отпустят воспоминания о совместных прогулках, и запах меда от невинных рук девушки еще не раз почудится ему…

Прощание с любовью в стихотворении выглядит так, будто поэт расстается с покинувшим этот мир человеком. Хотя, в тексте нет информации о смерти Анны Сардановской (предполагаемой возлюбленной Есенина), выглядит это, как уверенность, что это прощание навсегда. Не будет больше ни встреч, ни пылких объятий, ни заветных слов, которые совсем недавно был готов произносить поэт. Еще вчера любимая была для него и песней, и мечтой, а сегодня – «отоснилась…навсегда».

Анализ

История создания

Впервые стихотворение было напечатано в газете «Земля и воля» в 1917 году. В истории его создания фигурируют образы двух девушек. Вопрос о том, кому из них посвящено это признание, до сих остается открытым. По наиболее распространенной версии, героиней стихотворения могла быть Анна Сардановская, односельчанка Есенина, к которой ему довелось испытать короткую влюбленность. Ему так и не хватило смелости рассказать ей о своих чувствах, о чем он впоследствии долго жалел. Исходя из текста, наполненного прощальными образами, это стихотворение можно назвать пророчеством. Оно словно стало предвестником реальной смерти девушки, умершей при родах в 1921 году.

По другой версии, объектом любви Есенина была некая Наталья, также жительница Константиново, с которой поэт расстался из-за своего отъезда. Перед расставанием влюбленные планировали обвенчаться, но им было отказано по причине их малолетства. Есенин уехал, а Наталья, не сдержав обещания, вышла замуж, чем очень ранила поэта.

Персонажи и образы

Самым ярким персонажем произведения является образ возлюбленной. Поэт уподобляет его чистоте природы, сравнивая очаровательную простоту и, в то же время, пленительность девушки с нетронутостью деревенского пейзажа. Эти образы так же невинны, как и сама любовь, сравнимая с уже блекнущим закатом, но все еще пылающая в сердце лирического героя.

Необычайно ярко представлена в стихотворении символика цвета. Багряный – символизирует закат, расставание, он несет в себе довольно ощутимую степень экспрессии, напряженности чувств. Синим цветом поэт хотел подчеркнуть некую загадку, глубину и недосказанность. Цвет овсяных волос здесь можно рассматривать, как аналог любимого поэтом желто-золотого цвета, олицетворяющего, в данном случае, горечь потери.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию: последняя строфа является точной копией первой. Зачин и концовка построены на отрицании: не бродить, не искать, не мять. Средняя часть стихотворения представляет собой трогательные воспоминания о возлюбленной: «Нежная, красивая, была». В последней части происходит объединение красоты девушки и природы: «На закат ты розовый похожа».

Жанр

По принадлежности к литературному роду – это любовная лирика. Жанр произведения – послание.

Размер и средства художественной выразительности

Определение стихотворного размера представляет некоторое затруднение. Это не дактиль и не амфибрахий, бывшие столь популярными у поэтов-лириков. Данный размер соответствует, так называемому, дольнику, который имел распространение в поэзии конца 19 начала 20 веков. Для него характерен неровный ритм, за счет которого стихотворение ярче передает эмоции и экспрессию. Рифма здесь перекрестная.

Богатство и выразительность языка представлены эпитетами: «синий вечер», «тонкое имя», «невинные руки», «овсяные волосы». Автор пользуется образными сравнениями: «как котенок моет лапой рот», любимую он сравнивает со снегом, с розовым закатом. Ярко и точно использованы метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло». Олицетворения можно рассматривать, как часть метафор: вечер шепчет, а соты поют с ветром.

Проблематика и основная идея произведения

Центральная тема произведения – чистая, непорочная любовь. Благодаря этому чувству, перед героем словно раскрывается какая-то тайна, ему становится доступен великий дар – чувствовать подлинную красоту и человека, и природы.

Проблема расставания занимает столь же значительное место, как и тема любви. Прощальные слова героя звучат трагично, и исходят они из самого сердца, переполненного глубокой печалью. Произведение можно назвать прощальной песней мечте, воспоминаниям о прогулках среди дивных, багряных кустов. Любовь еще не покинула сердце поэта, хотя он убеждает себя, что любимая ему уже «отоснилась». Все стихотворение проникнуто светлой грустью и меланхолией, некой недосказанностью и таинственностью, что пробуждает в читателе такие же чувства и, может быть, очень личные воспоминания о когда-то любимых людях.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *