Автор: Есенин С.А. | Дата публикации: 1924 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ природы, лирический герой | Темы: одиночество, смысл жизни, человек и природа |

«Отговорила роща золотая…»

стихотворение и анализ

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Краткое содержание

Сергей Александрович Есенин входит в число лучших русских поэтов-пейзажистов. Его натуралистическое изображение природы поражает своеобразием и уникальностью. Ярким примером такого непревзойденного мастерства может служить стихотворение «Отговорила роща золотая…», написанное в 1924 году.

«Березовый лес». Художник И. Шишкин. 1871

Так же, как и в остальных произведениях поэта о природе, здесь присутствует живописное и выразительное описание осеннего пейзажа. Герой захвачен картиной золотой березовой рощи и пылающего рябинового костра.  Он становится частью этой природы и обращается к ней, словно к матери. Для него она – Божественный храм, в котором он находит отражение своей собственной души.

В лице лирического героя автор предстает перед читателем, как бесконечно одинокий путник, блуждающий по лабиринтам жизни, и не находящий выхода. Стаю летящих в теплые края журавлей, он сравнивает со странником, и его слова «стою один среди равнины голой» говорят о том, что себя он ощущает точно таким же странником. Не сожалея о том, что оставил в прошлом, он не пытается отыскать себе место и в будущем.

Невероятно образная метафорическая конструкция «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» означает, что любовь для поэта – те же самые утраченные иллюзии. Глубокие привязанности, пылкие чувства остались в далекой юности, а сам он, словно роняющее листву дерево, роняет «грустные слова». Однако, помня о своем призвании, поэт надеется, что после собственного ухода его поэзия будет все так же нужна людям. Поэтому слова: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком» звучат и как намек на посмертную эпитафию, и как прощальное завещание поэта.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в конце лета 1824 года и опубликовано уже в сентябре, в газете «Бакинский рабочий», а позже – в журнале «Красная нива». Поэт сочинил его в своем родном селе Константиново, во время работы над «Поэмой о 36». Произведение получило высокую оценку критиков, которые считали, что оно знаменует собой переход к новому периоду его творчества. Так, например, известный литературовед С.П. Постников написал в своей рецензии: «Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще».

Персонажи и образы

Пейзажная лирика Есенина интересна тем, что поэт всегда проводит параллель между героем, прообразом которого чаще всего является он сам, и природой. Она является фоном для отображения его настроения. То же самое прослеживается и в данном стихотворении. Здесь образ лирического героя соотносится с золотой осенней рощей: юность осталась позади, как и период расцвета природы. Придание природе человеческих черт осуществляется такими олицетворениями как: «отговорила роща», журавли «не жалеют больше ни о ком».

Не менее значимы образы конопляника, месяца и голубого пруда. В них прослеживается противопоставление вечно живой природы и смертного человека, ведь все они помнят тех, кто был когда-то в этой жизни. Образ костра из красной рябины усугубляет чувство одиночества героя. Его душа уже никого не сможет обогреть, потому что ее пылкость и пламенность остались в далекой юности, которая отговорила «березовым веселым языком».

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая: начинается и заканчивается оно описанием березовой рощи. Такая структура текста позволяет разделить его на две смысловые части – описание увядающей природы и размышления героя о собственной судьбе. В первой строфе открывается вид на отговорившую «березовым, веселым языком» рощу. Журавли печально покидают привычные места.

Во второй строфе появляются философские мотивы. Герой называет каждого, из живущих на этой земле, странниками, память о которых хранит вечно живая природа.  В трех последующих четверостишиях автор размышляет о своей жизни. Вспоминая ушедшую юность, он понимает, что эти годы были растрачены впустую. Тем не менее, он не испытывает сожаления по этому поводу, что подтверждает его троекратное отрицание.

Жанр

Жанровая принадлежность стихотворения – элегия, это определяется наличием философской темы. Написанное за год до смерти, оно, по сути, представляет собой подведение итогов и предчувствие близкой кончины. По роду литературы – это пейзажная лирика, литературное направление этого произведения – реализм.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер стихотворения – пятистопный ямб, он придает тексту напевность и мелодичность, что роднит его с произведениями народного фольклора.

Есенин очень талантливо и уместно применяет различные выразительные средства, среди которых анафора, построенная на двукратном отрицании: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; эпитеты, которые очень напоминают народную поэзию: «широкий месяц», «милый язык», «юность веселая», «рябина красная», «голубой пруд»; метафоры: «равнина голая»,  «журавлей относит ветром в даль»,  «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «души сиреневая цветь».

Образным сравнением «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», автор проводит аналогию между обронившим листву деревом и собой, роняющим «грустные слова» о безвозвратно ушедшем времени.

Проблематика и основная идея произведения

Основная мысль стихотворения выражена в осмыслении и принятии героем скоротечности жизни по сравнению с природой, которая, в отличие от человека, проходит цикл постоянного обновления. Тем не менее, это не должно стать поводом для уныния, люди должны относиться к этому философски мудро и благодарить высшие силы за отведенное им в этом мире время.

Позднее творчество Сергея Есенина насыщено настроением предчувствия скорого ухода из жизни, отсюда и меланхолия, и тоска в его последних произведениях. Говоря его словами, он не уверен в том, что его след останется в народной памяти, он допускает, что безжалостное время сгребет его слова «в один ненужный ком».  В то время он еще не знает, что навсегда войдет в историю русской литературы, как один из ярчайших поэтов, а его творчество будет оценено многими последующими поколениями.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *