Стихотворение и анализ «Край ты мой заброшенный…»

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Краткое содержание

С. Круглова. Русь. 2014

Произведение начинается с рассказа о родных местах поэта. Для него отчий дом – это сенокос нескошенный, пустырь, монастырь и лес. Поэт видит, что в родной деревне остались всего лишь пять покосившихся избёнок, их соломенные крыши покрылись налётом плесени. Избёнки представляются ему бесценными. Солома на крышах похожа на священные ризы. В какой-то миг поэту кажется, что всё происходящее не имеет к действительности никакого отношения: он проснётся – и всё изменится к лучшему.

История создания

Произведение увидело свет в 1914 г. Оно отличается от других стихов, написанных Есениным тогда же. Раньше автор писал стихотворные строки, воспевающие радость жизни в деревне: он любовался природными пейзажами села. Это стихотворение совершенно иное: оно буквально пропитано чувством безысходной грусти, переживанием за русскую деревню. По завершении войны деревня пришла в упадок. Поэт долгое время верил в то, что новая власть исправит положение, но быстро утратил эту наивную веру.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет образец пейзажной лирики. Размер его – хорей с перекрёстной рифмой. Для поэзии Есенина характерно использование разных стихотворных размеров, но именно хорей с перекрёстной рифмовкой помог передать душевное отчаяние, овладевшее лирическим героем при виде родного села.

Композиция

Произведение включает в себя пять строф-четверостиший:

  1. Первые четыре четверостишия – описание заброшенного деревенского пейзажа, навевающего ужас отчаяния на лирического героя.
  2. В пятом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом, обозначает философский взгляд на трагическое будущее деревни.

Произведение написано в форме обращения поэта к родной деревне. Он взирает на неё глазами хозяина, не упуская ни единой детали. Автор делает вывод о «беспризорности» села.

Образы и символы

Чтобы передать чувство тоски и безнадёжности от вида заброшенной деревни, Есенин использует широкую образную палитру:

  • образ избы и образ русской женщины – философский символ мировоззрения, жизненного уклада, быта. Изба для автора, как отдельная жизнь, настоящая и мудрая. Образ избы параллелен образу русской женщины – хозяйки и труженицы;
  • образ черёмухи – символ красивой невесты, молодой девушки, облачённой в нарядное платье. Поэт сравнивает черёмуху с метелью, а цветы черёмухи – со снегом. Это навевает ноты уныния и грусти;
  • образ чёрного ворона символизирует смерть, угасание жизни;
  • образ монастыря появляется не случайно: в это время Есенин был серьёзно увлечён идеями христианства.

Темы и настроение

Ключевая тема – деревенская разруха, плачевное состояние деревни. Поэт тревожится за будущее своего села. Не случайно, деревенская тема – основная в ранней лирике Есенина. Реалии города, в которых жил поэт, существенно отличались от искренней простоты сельской жизни. Ужиться в чуждой для него городской среде Есенин пытался всю жизнь. За годы войны родное село изменилось в худшую сторону настолько, что при встрече с ним поэт теряет чувство родины, гармонии, уюта.

Основная идея

Основная идея, которую пытался донести Есенин – мысль о том, что любые надежды на лучшее могут рухнуть в любую минуту. Поэт долгое время надеялся, что с приходом новой власти после окончания войны жизнь в родной деревне станет лучше. Но, видя убогую картину малой родины, он убеждается в том, что ошибался.

Средства выразительности

В произведении автором представлены следующие средства выразительности, служащие инструментом для передачи основной темы стихотворения:

  • эпитеты – «край заброшенный», «сизая плесень»;
  • метафоры – «рукав черёмухи», «ветер окропил мох», «солома – риза»;
  • просторечия – «сказ», «жисть», «забоченились»;
  • возвышенная лексика – «окропил», «заревая»;
  • аллитерация – в третьей строфе со звуком «с» поэт создаёт эффект шелеста порывов ветра;
  • ассонанс – в первой строфе звук «ы» придаёт строчкам эффект печали, пустынности.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *