Стихотворение и анализ «О красном вечере задумалась дорога…»

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети

Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров…

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

Краткое содержание

В. Егоркин. Родные просторы. 2013

Есенин в первой строфе описывает вечер, горящий красным цветом: отсвет заходящего за горизонт солнца резко сменяется на картину ярко-красного куста рябины. Из следующей строфы мы узнаём: красный цвет меняется на жёлтый. Это означает угасание вечера. С мглою подкрадывается холод осени. Но поэт видит, что вдали всё ещё видны солнечные лучи. Последняя строфа описывает третью фазу заката, когда всё солнце поглощается тучами. Есенин выразительно и лирично раскрывает многогранность осеннего вечера.

История создания

Молодой поэт, уехав из родного села Константиново в Петербург, рассчитывал на открытие новых творческих горизонтов. Но, развиваясь творчески, он испытывал сильную тоску по отчему дому, деревне и свойственным ей пейзажам. Поэт ощущал сильнейший контраст своих воспоминаний с суетливым, многолюдным Питером.

Желая передать посредством бумаги свои чувства, Есенин, в 1916 году пишет это стихотворение. Сначала он намеревался издать его совместно с прочими пятью стихотворениями на страницах ежедневника «Биржевые ведомости», но неожиданно решил отказаться от публикации. Произведение увидело свет, спустя два года, войдя в книгу «Голубень».

Жанр, направление, размер

Произведение является образцом пейзажной лирики с элементами идиллии и элегии. Произведение написано размером пятистопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку.

Композиция

В состав произведения входят пять строф. Каждая строфа представляет собой описание картин окружающей природы:

  1. Первая строфа – описываются кусты, дорога, деревенская избушка.
  2. Вторая строфа – мир презентуется глазами «отрока желтоволосого», рассматривающего избу. Здесь мы знакомимся с детскими воспоминания поэта.
  3. Третья строфа является основной. В ней описана деревенская бытовая жизнь. Центральная роль отведена печи – она символизирует домашний уют.
  4. Четвёртая строфа. В ней поэт выражает тоску по тому, кто не присутствует в его идеальной картине мира.
  5. Пятая строфа формирует кольцо композиции путём замыкания на первой строфе. Герой описывает всё ту же нескончаемую дорогу: она одновременно приводит его к родной избушке и уводит далеко от родного дома.

Образы и символы

Вся образная система построена на «фундаменте» олицетворений: в селе всё живо (ветер шепчет и пр.). Рассмотрим несколько ключевых образов:

  • образ дороги символизирует жизненный путь, уведший поэта из родного села. Теперь, в воспоминаниях, дорога опять приводит его на родину;
  • образ «скользкий ров» является символом постоянной жизненной опасности, слепого случая. Это смерть, что шагает параллельно с человеком;
  • образ желтоволосого отрока и старухи-избы – это символы детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни;
  • образ печи символизирует домашний очаг, родные стены деревенской избы.

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – любовь к родной земле. Деревенская жизнь и природа одухотворены, они наделены чертами живых существ. Лирический герой в каждой детали, в каждой мелочи видит невероятное очарование. Произведение оставляет впечатление светлой грусти, заставляет нас задуматься о законах природы, о будущем.

Основная идея

Поэтика осеннего вечера наталкивает героя на мысль об утрате. Увядание осенней природы и смерть человека – всё это звенья одной цепи. Основная идея произведения в том, что надо учиться жить, даже зная о неминуемой смерти. Надо учиться видеть жизнь даже в моментах увядания.

Средства выразительности

Чтобы придать произведению большую выразительность, Есенин использует следующие тропы:

  • метафоры – «мякиш тишины», «узорит скользкий ров»;
  • эпитеты – «тягучий», «нахохленный», «тонкогубый»;
  • олицетворения – «охает солома», «вздох целует»;
  • сравнения – «изба – старуха»;
  • неологизмы – «хмарь», «лучит», «узорит».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 345 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *