Край ты мой заброшенный… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Краткое содержание
Произведение начинается с рассказа о родных местах поэта. Для него отчий дом – это сенокос нескошенный, пустырь, монастырь и лес. Поэт видит, что в родной деревне остались всего лишь пять покосившихся избёнок, их соломенные крыши покрылись налётом плесени. Избёнки представляются ему бесценными. Солома на крышах похожа на священные ризы. В какой-то миг поэту кажется, что всё происходящее не имеет к действительности никакого отношения: он проснётся – и всё изменится к лучшему.
История создания
Произведение увидело свет в 1914 г. Оно отличается от других стихов, написанных Есениным тогда же. Раньше автор писал стихотворные строки, воспевающие радость жизни в деревне: он любовался природными пейзажами села. Это стихотворение совершенно иное: оно буквально пропитано чувством безысходной грусти, переживанием за русскую деревню. По завершении войны деревня пришла в упадок. Поэт долгое время верил в то, что новая власть исправит положение, но быстро утратил эту наивную веру.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет образец пейзажной лирики. Размер его – хорей с перекрёстной рифмой. Для поэзии Есенина характерно использование разных стихотворных размеров, но именно хорей с перекрёстной рифмовкой помог передать душевное отчаяние, овладевшее лирическим героем при виде родного села.
Композиция
Произведение включает в себя пять строф-четверостиший:
- Первые четыре четверостишия – описание заброшенного деревенского пейзажа, навевающего ужас отчаяния на лирического героя.
- В пятом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом, обозначает философский взгляд на трагическое будущее деревни.
Произведение написано в форме обращения поэта к родной деревне. Он взирает на неё глазами хозяина, не упуская ни единой детали. Автор делает вывод о «беспризорности» села.
Образы и символы
Чтобы передать чувство тоски и безнадёжности от вида заброшенной деревни, Есенин использует широкую образную палитру:
- образ избы и образ русской женщины – философский символ мировоззрения, жизненного уклада, быта. Изба для автора, как отдельная жизнь, настоящая и мудрая. Образ избы параллелен образу русской женщины – хозяйки и труженицы;
- образ черёмухи – символ красивой невесты, молодой девушки, облачённой в нарядное платье. Поэт сравнивает черёмуху с метелью, а цветы черёмухи – со снегом. Это навевает ноты уныния и грусти;
- образ чёрного ворона символизирует смерть, угасание жизни;
- образ монастыря появляется не случайно: в это время Есенин был серьёзно увлечён идеями христианства.
Темы и настроение
Ключевая тема – деревенская разруха, плачевное состояние деревни. Поэт тревожится за будущее своего села. Не случайно, деревенская тема – основная в ранней лирике Есенина. Реалии города, в которых жил поэт, существенно отличались от искренней простоты сельской жизни. Ужиться в чуждой для него городской среде Есенин пытался всю жизнь. За годы войны родное село изменилось в худшую сторону настолько, что при встрече с ним поэт теряет чувство родины, гармонии, уюта.
Основная идея
Основная идея, которую пытался донести Есенин – мысль о том, что любые надежды на лучшее могут рухнуть в любую минуту. Поэт долгое время надеялся, что с приходом новой власти после окончания войны жизнь в родной деревне станет лучше. Но, видя убогую картину малой родины, он убеждается в том, что ошибался.
Средства выразительности
В произведении автором представлены следующие средства выразительности, служащие инструментом для передачи основной темы стихотворения:
- эпитеты – «край заброшенный», «сизая плесень»;
- метафоры – «рукав черёмухи», «ветер окропил мох», «солома – риза»;
- просторечия – «сказ», «жисть», «забоченились»;
- возвышенная лексика – «окропил», «заревая»;
- аллитерация – в третьей строфе со звуком «с» поэт создаёт эффект шелеста порывов ветра;
- ассонанс – в первой строфе звук «ы» придаёт строчкам эффект печали, пустынности.
Все произведения автора
- • Берёза
- • Вот уж вечер. Роса…
- • Гой ты, Русь, моя родная…
- • Заметался пожар голубой…
- • Край ты мой заброшенный…
- • Мелколесье, степь и дали…
- • Мы теперь уходим понемногу…
- • Не бродить, не мять в кустах багряных…
- • Не жалею, не зову, не плачу…
- • Нивы сжаты, рощи голы…
- • Низкий дом с голубыми ставнями
- • О красном вечере задумалась дорога…
- • Отговорила роща золотая…
- • Письмо к женщине
- • Письмо матери
- • Поет зима, аукает…
- • Пороша
- • Разбуди меня завтра рано…
- • Русь советская
- • Собаке Качалова
- • Спит ковыль. Равнина дорогая…
- • Топи да болота…
- • Черёмуха
- • Чёрный человек
- • Я покинул родимый дом…