О красном вечере задумалась дорога… • cтихотворение и анализ
краткая информация
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Краткое содержание
Есенин в первой строфе описывает вечер, горящий красным цветом: отсвет заходящего за горизонт солнца резко сменяется на картину ярко-красного куста рябины. Из следующей строфы мы узнаём: красный цвет меняется на жёлтый. Это означает угасание вечера. С мглою подкрадывается холод осени. Но поэт видит, что вдали всё ещё видны солнечные лучи. Последняя строфа описывает третью фазу заката, когда всё солнце поглощается тучами. Есенин выразительно и лирично раскрывает многогранность осеннего вечера.
История создания
Молодой поэт, уехав из родного села Константиново в Петербург, рассчитывал на открытие новых творческих горизонтов. Но, развиваясь творчески, он испытывал сильную тоску по отчему дому, деревне и свойственным ей пейзажам. Поэт ощущал сильнейший контраст своих воспоминаний с суетливым, многолюдным Питером.
Желая передать посредством бумаги свои чувства, Есенин, в 1916 году пишет это стихотворение. Сначала он намеревался издать его совместно с прочими пятью стихотворениями на страницах ежедневника «Биржевые ведомости», но неожиданно решил отказаться от публикации. Произведение увидело свет, спустя два года, войдя в книгу «Голубень».
Жанр, направление, размер
Произведение является образцом пейзажной лирики с элементами идиллии и элегии. Произведение написано размером пятистопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку.
Композиция
В состав произведения входят пять строф. Каждая строфа представляет собой описание картин окружающей природы:
- Первая строфа – описываются кусты, дорога, деревенская избушка.
- Вторая строфа – мир презентуется глазами «отрока желтоволосого», рассматривающего избу. Здесь мы знакомимся с детскими воспоминания поэта.
- Третья строфа является основной. В ней описана деревенская бытовая жизнь. Центральная роль отведена печи – она символизирует домашний уют.
- Четвёртая строфа. В ней поэт выражает тоску по тому, кто не присутствует в его идеальной картине мира.
- Пятая строфа формирует кольцо композиции путём замыкания на первой строфе. Герой описывает всё ту же нескончаемую дорогу: она одновременно приводит его к родной избушке и уводит далеко от родного дома.
Образы и символы
Вся образная система построена на «фундаменте» олицетворений: в селе всё живо (ветер шепчет и пр.). Рассмотрим несколько ключевых образов:
- образ дороги символизирует жизненный путь, уведший поэта из родного села. Теперь, в воспоминаниях, дорога опять приводит его на родину;
- образ «скользкий ров» является символом постоянной жизненной опасности, слепого случая. Это смерть, что шагает параллельно с человеком;
- образ желтоволосого отрока и старухи-избы – это символы детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни;
- образ печи символизирует домашний очаг, родные стены деревенской избы.
Темы и настроение
Главная тема стихотворения – любовь к родной земле. Деревенская жизнь и природа одухотворены, они наделены чертами живых существ. Лирический герой в каждой детали, в каждой мелочи видит невероятное очарование. Произведение оставляет впечатление светлой грусти, заставляет нас задуматься о законах природы, о будущем.
Основная идея
Поэтика осеннего вечера наталкивает героя на мысль об утрате. Увядание осенней природы и смерть человека – всё это звенья одной цепи. Основная идея произведения в том, что надо учиться жить, даже зная о неминуемой смерти. Надо учиться видеть жизнь даже в моментах увядания.
Средства выразительности
Чтобы придать произведению большую выразительность, Есенин использует следующие тропы:
- метафоры – «мякиш тишины», «узорит скользкий ров»;
- эпитеты – «тягучий», «нахохленный», «тонкогубый»;
- олицетворения – «охает солома», «вздох целует»;
- сравнения – «изба – старуха»;
- неологизмы – «хмарь», «лучит», «узорит».
Все произведения автора
- • Берёза
- • Вот уж вечер. Роса…
- • Гой ты, Русь, моя родная…
- • Заметался пожар голубой…
- • Край ты мой заброшенный…
- • Мелколесье, степь и дали…
- • Мы теперь уходим понемногу…
- • Не бродить, не мять в кустах багряных…
- • Не жалею, не зову, не плачу…
- • Нивы сжаты, рощи голы…
- • Низкий дом с голубыми ставнями
- • О красном вечере задумалась дорога…
- • Отговорила роща золотая…
- • Письмо к женщине
- • Письмо матери
- • Поет зима, аукает…
- • Пороша
- • Разбуди меня завтра рано…
- • Русь советская
- • Собаке Качалова
- • Спит ковыль. Равнина дорогая…
- • Топи да болота…
- • Черёмуха
- • Чёрный человек
- • Я покинул родимый дом…