Письмо матери • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Есенин С.А. | Дата публикации: 1924 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: поэт, образ матери Темы: любовь и ненависть, материнство, смысл жизни

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Краткое содержание

Мама С. Есенина Татьяна Федоровна

В первом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом: жива ли его мать? На свой вопрос он не сможет услышать ответа, но эта строчка наполняет произведение особым эмоциональным смыслом. С первой строки автор демонстрирует восхищение терпением, стойкостью, любовью матери.

Затем мы видим, что поэт пытается успокоить  свою маму, обещая ей: с ним всё будет хорошо. В финале первого четверостишия поэт желает матери всех благ. Во второй части стихотворения автор говорит о чувствах матери. Он понимает, что мама осведомлена о его нынешней разгульной жизни, и просит её не переживать. Ближе к финалу произведения поэт подчёркивает переживания своей души своеобразными эпитетами, в которых звучат размышления Есенина об отказе от вечных ценностей. В конце происходит сюжетная развязка: поэт вновь, с огромной нежностью, обращается к маме, желая успокоить её.

История создания

Есенин написал это произведение за год до смерти. Окончив школу в родном селе, он отправился в Москву, чтобы там учиться и работать. Но, невзирая на яркую городскую жизнь, Есенин так и сумел преодолеть в себе непреодолимую тягу к отчему дому.

В то время поэт был невероятно занятым человеком: ездил по командировкам, готовил газетные публикации, посещал литературные мероприятия. Живя бурной жизнью, он остро ощущал усталость и надломленность. Единственным человеком, ассоциировавшимся у него с родным домом, была мама.

Жанр, направление, размер

Стихотворение создано автором в жанре элегии. Использован стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строчках.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Для данной композиции характерно полное повторение фразы и в конце, и в начале. Такой композиционный приём усиливает смысловые акценты, придаёт произведению логическую завершённость:

  1. Первая строфа – вступление, которое продолжает развиваться в следующих строках. Неприкаянность лирического героя противопоставляется умиротворённости отчего дома, глубине материнской любви.
  2. Вторая и третья строфы – развитие темы, обозначенной во вступлении. Герой предполагает, что матери пишут о нём много плохого, и пытается успокоить её.
  3. Четвёртая строфа – кульминационная. В ней лирический герой делает признание маме в своих многочисленных грехах. Он уверен в её прощении.
  4. Последующие строфы демонстрируют нежные чувства поэта к матери, передают нам его детские воспоминания.
  5. Девятая (последняя) строфа является развязкой. В ней поэт подводит итог всей своей исповеди.

Образы и символы

В произведении представлено несколько ключевых для понимания его смысла образов:

  • образ лирического героя – это преданный сын своей матери и своей родине. Героя измотала жизнь на чужбине. Для него дом является чем-то возвышенным, святым. Герой с трепетом рассказывает о родном селе, мечтая вернуться в свой «низенький дом». Судьбы самого Есенина и его героя совпадают, существуя в едином мире;
  • образ матери аналогичен образу дома: влечёт поэта к себе своей невероятной притягательностью. Мама, словно добрая волшебница, охраняет самые светлые стороны души поэта. Она способна помочь сыну даже на расстоянии. Мысли о маме оживляют душу поэта, настраивая на ностальгические эмоции. Образ матери ассоциируется с образом Родины, которую поэт бережёт и любит;
  • образ дороги является символичным: по дороге должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением домой блудного сына;
  • образ дома – символ безмятежности и безопасности. В родном доме поэт может отключиться от городской суеты, выспаться;
  • образ «пропойцы» опровергается поэтом, как свой собственный. Герой хочет оправдаться перед матерью, желающей видеть своего сына достойным человеком;
  • образ шушуна символизирует одиночество и заброшенность. Поэт описывает его невероятно старым и ветхим. В этом образе передан трагизм положения матери.

Темы и настроение

Ключевая тема стихотворения – разочарование в себе, в своей жизни. Это сильное желание очиститься душой перед самым близким человеком на земле – матерью. Ведь только она одна сможет всё понять и простить своему ребёнку, каким бы он ни был. Произведение проникнуто нотами грусти по матери, отчему дому и сожалением о неправильной городской жизни.

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас поэт – необходимость заботы и памяти о родителях, их чувствах. Человек не имеет права забывать о матери: она постоянно тревожится за своих детей. Автор умоляет свою маму не переживать за него и не рисовать в голове страшных картин. Есенин желает вселить надежду не только в мать, но и себя, что всё будет хорошо.

Средства выразительности

Есенин виртуозно использует разнообразные средства выразительности:

  • метафоры – «струится свет»;
  • эпитеты – «тягостная», «горький», «несказанный»;
  • инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной»;
  • просторечия – «шибко», «саданул».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 7.4k 👀