Спит ковыль. Равнина дорогая… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Краткое содержание
Начинается произведение с упоминания о ковыле – растении, благодаря которому поэт с достоверной точностью создаёт картину степи русской. В первом четверостишии автор говорит о нежности к милым сердцу просторам: он обращается к ним, как к одухотворённому мыслящему существу.
Медленно шагая по степной поверхности, поэт чувствует большую радость от того, что может вдохнуть любимый с детских лет аромат полыни. Он признаётся, что дорожит полынным запахом, смешанным с воздушной свежестью. Автор поглощён силой нахлынувших чувств. В последнем четверостишии он сообщает, что желает умереть на отчей земле, среди ковыля степного.
История создания
Произведение создано и издано автором в 1925 г. Буквально через шесть месяцев поэт покончит с собой. Первые читатели познакомились с произведением на страницах ежедневника «Бакинский рабочий» и журнала «Огонёк». В этом стихотворении автор подводит некие итоги прожитых лет, размышляет о ситуации в стране. Создание нового государства, масштабные исторические изменения беспокоили Есенина, найдя отражение в этом произведении.
Жанр, направление, размер
Согласно жанровой классификации стихотворение является лирическим и философским одновременно. В нём поднимаются глобальные вопросы о функции поэта, его гражданской позиции, патриотизме. В стихотворении активно используются символы, эмоциональные обороты речи, метафоры – всё это является характерным для литературного направления, именуемого имажинизм. Стихотворный размер – хорей. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Композиция произведения кольцевая: в начале и в конце произведения автор говорит нам об одном и том же. Он сообщает, что ему не нужна никакая другая Родина, несмотря ни на что. Стихотворение делится на шесть строф, по четыре строки каждая. В произведении отсутствует сюжет, но автор последователен в своём описании. Сначала он размышляет о природе и о том, что никакие другие места не заменят ему Россию. Затем автор указывает, что в России живётся очень тяжело.
Образы и символы
Автор рисует перед читателями различные образы, способствующие раскрытию основной темы произведения:
- образ родины – поэт утверждает, что не сможет жить на чужбине, вдали от своей малой родины, даже, если ему предложат беззаботное существование. Мысли о Родине согревают сердце, придают сил;
- образ лирического героя является зеркальным отражением самого поэта. Мы любуемся природой родного села Константиново глазами лирического героя;
- образ луны помогает передать настроение лирического героя. Её свет «таинственный и длинный» способен пробиваться сквозь сумерки, неся с собой печаль, невыразимую тоску о прошлом;
- образ юности – поэт пишет, что «юность брызжет новью». Для него это символ будущего, в котором больше хорошего, чем плохого;
- образ журавлиного крика – отражение состояния души лирического героя. На фоне ночной тишины эти протяжные звуки являются отражением родной земли: они приносят поэту успокоение;
- образы спящих деревьев, избы поддерживают общее лирическое настроение поэта, отражая его переживания и чувства.
Темы и настроение
Главная тема произведения – искренняя привязанность и любовь поэта к своей Родине, единение с Россией. В стихотворении в завуалированном виде имеется заметка об отрицательных переменах, происходящих в стране. Но поэт не готов из-за этого менять своего отношения к Родине, бросать её, искать счастья на солнечной чужбине.
Основная идея
В шестой строфе произведения заложена основная идея о том, что лучше принять смерть на родной земле, нежели встречать свой последний рассвет в чужой стороне, среди незнакомых людей.
Средства выразительности
Есенин выбрал средства выразительности, отличающиеся разнообразием и красочностью:
- метафоры – «свинцовой свежести ковыль», «чужая юность брызжет новью»;
- эпитеты – «свет луны, таинственный и длинный», «золотой бревенчатой избы»;
- олицетворения – «спит ковыль», «плачут вербы», «шепчут тополя»;
- антитезы – «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси», «спокойно умереть»;
- ассонанс – мотив грусти автор подчёркивает использованием звуков «у» и «ы». Достигаются напевность и благозвучие.
Все произведения автора
- • Берёза
- • Вот уж вечер. Роса…
- • Гой ты, Русь, моя родная…
- • Заметался пожар голубой…
- • Край ты мой заброшенный…
- • Мелколесье, степь и дали…
- • Мы теперь уходим понемногу…
- • Не бродить, не мять в кустах багряных…
- • Не жалею, не зову, не плачу…
- • Нивы сжаты, рощи голы…
- • Низкий дом с голубыми ставнями
- • О красном вечере задумалась дорога…
- • Отговорила роща золотая…
- • Письмо к женщине
- • Письмо матери
- • Поет зима, аукает…
- • Пороша
- • Разбуди меня завтра рано…
- • Русь советская
- • Собаке Качалова
- • Спит ковыль. Равнина дорогая…
- • Топи да болота…
- • Черёмуха
- • Чёрный человек
- • Я покинул родимый дом…