Я покинул родимый дом… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
Краткое содержание
В 1912 году Сергей Александрович Есенин простился с деревенской жизнью и переехал в Москву. Окунувшись в водоворот столичной суеты, и испытав первый успех на литературном поприще, молодой поэт не сразу осознал, что ему, возможно, никогда не выпадет случай посетить родные места. Постепенно чувство ностальгии усилилось настолько, что вылилось в целый ряд произведений, посвященных малой родине. Одним из них стало стихотворение «Я покинул родимый дом…», появившееся на свет в 1918 году.
Уже в первых строчках чувствуется глубокая печаль поэта от разлуки с дорогими местами и родными людьми. Образы матери и отца занимают центральное место двух первых четверостиший. Трогательное отношение к матери Есенин сохранил до конца своей жизни, она была для него не только хранительницей домашнего очага, но и ангелом-хранителем его души. Некоторое напряжение в отношениях с отцом также нивелировалось долгой разлукой. Теперь, вдали от дома, все разногласия и недомолвки представлялись поэту мелкими и несущественными.
Понимая, что еще не скоро предстоит долгожданная встреча, поэт лелеет надежду на то, что село сохранит свой первозданный облик, и его не затронут те изменения, которые происходили в это время в стране. Эту надежду он воплощает в образе старого клена, стерегущего «голубую Русь». Несмотря на изменение своего статуса, в душе поэт остается все тем же деревенским юношей, хранителем и приверженцем старых традиций и прежнего образа жизни. Сравнение себя с кленом напоминает, что, несмотря на произошедшие в его жизни перемены, его душа и сердце не затронуты ими и всегда будут принадлежать дорогим его памяти местам.
История создания
После переезда в Москву Есенин очень быстро завоевывает авторитет в среде столичных литераторов, он с головой уходит в работу, и его популярность растет с выходом каждого нового произведения. Сочинительство, работа в газете, участие в литературных кружках, новые знакомства – все это не оставляет поэту ни минуты свободного времени. К тому же, свершившаяся октябрьская революция открывает для его творчества новые, безграничные перспективы.
Круговорот столичной жизни лишил поэта возможности навещать пожилых родителей, оставшихся в деревне. Беспокойство о них и тоску по родному краю Есенину приходится выражать лишь в своих стихотворениях. Одно из них, «Я покинул родимый дом…» появилось в 1918 году.
Только через пять долгих лет поэту вновь удалось побывать на родине. Изменения, коснувшиеся деревни, глубоко поразили его. Послереволюционные преобразования наложили отпечаток не только на село, но и на людей. Есенин с горечью констатировал, что колесо революции безжалостно прокатилось по всему, что было ему дорого, на его глазах исчезал тот патриархальный уклад русской деревни, который всегда восхищал поэта. Этот визит произвел на него столь тягостное впечатление, что возвращаться сюда в очередной раз у него отпало всякое желание.
Персонажи и образы
Роль центральных персонажей в стихотворении отводится родителям поэта. Уже позднее, в начале двадцатых годов, Есенин сочинит много стихотворений, посвященных матери, здесь же, он упоминает о ней следующими словами: «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть». С мамой у поэта всегда были теплые, доверительные отношения, и он знал, как она тоскует и беспокоится о нем, пока он строит свою карьеру в далекой, большой Москве. Уважение к постаревшему отцу Есенин демонстрирует словами: «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде». Несмотря на некоторые разногласия, отец продолжает оставаться для поэта самым близким и родным человеком.
Во второй части стихотворения возникает образ старого клена, которого Есенин сравнивает с собой: «старый клен головой на меня похож». Этот образ символизирует надежду, что клену удастся сберечь «голубую Русь», поскольку сам поэт не может осуществить это ввиду своего отсутствия. Таким образом, клен выступает в роли наместника, которому доверено святое дело – защита родной земли.
Под голубой Русью скрывается множество других образов: это и бескрайние поля, и озера с реками, и пурга, и дождь, и образ луны, которую автор сравнивает с лягушкой, распластавшейся на воде. Все вместе они составляют единый образ русской природы, которую поэт наделяет человеческими качествами. Звуки пурги напоминают женское пение, а одноногий клен – стража, который представляется живым существом, нежели просто деревом.
Композиция
В стихотворении наблюдается последовательное изложение, поэтому композицию можно назвать линейной. Состоит оно из четырех строф, каждая из которых представляет собой четверостишие (катрен). В первой части Есенин отождествляет образы родителей с родиной. Вторая часть посвящена клену, которому доверено стеречь «голубую Русь». Проводя параллель между собой и старым деревом, автор надеется, что он не будет забыт на родине, и клен своей золотой кроной будет напоминать о нем людям.
Жанр
Произведение представляет собой классический образец лирического стихотворения: автор в свойственной ему манере делится своими чувствами с читателем. Наличие оригинальных символов, ярких и экспрессивных определений и образов позволяет отнести его к литературному направлению имажинизм.
Размер и средства художественной выразительности
При построении текста использован анапест с трехсложной стопой, в которой ударение падает на последний слог. Автор использует перекрестную рифму (АВАВ).
Богатство средств художественной выразительности делают стихотворение необыкновенно ярким и запоминающимся. Показательны в этом смысле метафоры: «седина у отца пролилась в бороде», «березняк над прудом теплит…грусть», «золотою лягушкой луна распласталась».
Благодаря олицетворениям оживают образы есенинского стихотворения: «стережет голубую Русь старый клен на одной ноге», «долго петь и звенеть пурге». Эпитет «голубая Русь» становится символом, который подчеркивает чистоту голубого неба над родиной поэта. Образ стареющего отца четко передает сравнение «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде».
Проблематика и основная идея произведения
На первое место в стихотворении выступает тема Родины, которая оставалась близка поэту на протяжении всего его творчества. Отечество для него – это все, что его окружает в данный момент и то, что живет в его памяти. Прощание с домом вызывает у него ностальгию по той голубой Руси, которую он оставил в деревне.
Социальная тема отражает те преобразования, которые коснулись деревенского уклада с приходом революции. Произошедшие перемены отразились как на образе жизни сельчан, так и на самой голубой Руси, которую так боготворил Есенин. Он осознает, что прежней она уже никогда не станет, и ее образ останется лишь в его воспоминаниях.
Наконец, тема семьи, кровной близости, любви к родителям также проходит через стихотворение Есенина. Отец и мать для него – символы самой родины. Для поэта эти две святыни были неразделимы и оставались вдохновляющими источниками для создания новых произведений.
Все произведения автора
- • Берёза
- • Вот уж вечер. Роса…
- • Гой ты, Русь, моя родная…
- • Заметался пожар голубой…
- • Край ты мой заброшенный…
- • Мелколесье, степь и дали…
- • Мы теперь уходим понемногу…
- • Не бродить, не мять в кустах багряных…
- • Не жалею, не зову, не плачу…
- • Нивы сжаты, рощи голы…
- • Низкий дом с голубыми ставнями
- • О красном вечере задумалась дорога…
- • Отговорила роща золотая…
- • Письмо к женщине
- • Письмо матери
- • Поет зима, аукает…
- • Пороша
- • Разбуди меня завтра рано…
- • Русь советская
- • Собаке Качалова
- • Спит ковыль. Равнина дорогая…
- • Топи да болота…
- • Черёмуха
- • Чёрный человек
- • Я покинул родимый дом…