Синтаксис. Словосочетание и предложение • теория

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях и словосочетаниях.

Синтаксис как раздел науки изучает три языковые единицы: словосочетание, предложение и текст. Словосочетание — самая мелкая единица синтаксиса, за ней следует предложение, а самой большой является текст. Для синтаксиса имеет значение не лексическое и морфологическое значение слов, а их синтаксическая функция, то есть роль в предложении.

Синтаксические нормы – это нормы, регулирующие правила построения словосочетаний и предложений. Наибольшие сложности обычно вызывают следующие правила:

  • выбор управляемой формы в словосочетании;
  • согласование подлежащего и сказуемого;
  • использование причастных и деепричастных оборотов;
  • употребление однородных членов предложения;
  • построение сложных предложений;
  • нарушение порядка слов.
Определение

Словосочетание – это сочетание двух и более слов самостоятельных частей речи, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание выполняет номинативную функцию — называет и обозначает предметы, явления, действия, качества. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным считается то, от которого ставится вопрос, а зависимым — которое отвечает на этот вопрос. Например: любовался пейзажами (любовался чем? пейзажами), любовался — главное слово, пейзажами — зависимое.

Грамматическая связь внутри словосочетаний

Существуют следующие виды смысловой и грамматической связи внутри словосочетаний: согласование, управление и примыкание. Тип связи определяется вопросом от главного слова к зависимому, а также окончанием зависимого слова и предлога.

Согласование

При согласовании зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Чаще всего в роли зависимого слова выступают прилагательное и схожие с ним части речи: причастие, порядковое числительное, указательное, притяжательное, определительное местоимение и т.д. Определить согласование очень легко: при изменении главного слова зависимое слово будет меняться вместе с ним.

весенняя погода, первый участник, каждый охотник, твоё лицо

Управление

При управлении зависимое слово остаётся в определённом падеже, даже если главное меняется. В роли зависимого слова выступает существительное или местоимение.

люблю маму, восхищаться этим, помочь себе, пойти с другом

Примыкание

В примыкании главное слово связано с зависимым только по смыслу, так как в роли зависимого выступает неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив глагола, прилагательное в простой сравнительной степени, притяжательные местоимения его, её, их.

его дом, ненавидит готовить, макароны по-флотски, очень мудро

В зависимости от части речи главного слова выделяют именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное: слишком красивый, свежий хлеб, два приятеля), глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие: привык ко всему, уснувший на уроке, танцуя в зале), местоименные (главное слово – местоимение: что-то плохое) и наречные (главное слово – наречие: особенно быстро) словосочетания.

Внимание!

Словосочетаниями не являются грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое), однородные члены и сочетание самостоятельной части речи с предлогом!

Алгоритм определения типа связи в словосочетании
  1. Найти главное и зависимое слово
  2. Определить часть речи, к которой относится зависимое слово
  3. В зависимости от этого определить тип связи

Пример определения типа связи в словосочетании дом напротив:

1) главное слово дом, дом (какой?) напротив;

2) напротив – наречие, неизменяемая часть речи;

3) если зависимое слово – неизменяемая часть речи, это примыкание.

Словосочетание отличается от предложения тем, что оно не является единицей общения и не передает законченную мысль, а также не имеет свойственной предложению интонации.

Словосочетаниями не являются: 

  • подлежащее и сказуемое (пришла весна);
  • равноправные слова, соединенные сочинительными союзами (день и ночь);
  • сочетание предлога с именем существительным или местоимением (у мамы, за ним);
  • сочетание частицы с глаголом (не написал, сделал бы);
  • фразеологические обороты (реветь белугой, задеть за живое).

Предложение

Определения и значения

Предложение – это синтаксическая единица, состоящая из предикативно оформленного слова или сочетания слов. Оно выполняет коммуникативную функцию: служит для сообщения, вопроса или побуждения к действию. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.

Предикативность – это утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершённости. В конце предложения могут стоять такие знаки препинания, как точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Содержание предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действительности. В связной речи предложения вступают друг с другом в смысловые отношения, отражая таким образом более широкий фрагмент действительности.

Предложение выполняет коммуникативную функцию — служит для общения, обмена информацией, мыслями и чувствами.

Главный признак предложения – наличие грамматической основы, подлежащего и сказуемого, либо одного из этих главных членов.

Примеры предложений:

Ночь. Холодает. Дует ветер. На небе ни облачка. За рекой послышались первые голоса рабочих.

Классификация предложений

Под классификацией предложений подразумевается разделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления. Предложения очень разнообразны по своей грамматической (синтаксической) структуре, поэтому классифицироваться они могут по разным признакам.

Различаются  предложения:

  • Простые и сложные – по количеству предикативных единиц (сложные, в свою очередь, делятся на бессоюзные и союзные, а союзные сложные – на сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • Односоставные и двусоставные – по наличию главных членов предложения (один главный член предложения или два);
  • Распространенные и нераспространенные – по наличию второстепенных членов предложения;
  • Полные и неполные – по наличию структурно необходимых членов предложения;
  • Повествовательные, вопросительные, побудительные – по цели высказывания;
  • Восклицательные и невосклицательные – по эмоциональной окраске (по интонации);
  • Утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого отношения к действительности (разновидности повествовательного предложения).

Порядок слов в предложении. Интонация

Порядок слов в предложении, интонация и логическое ударение – основные средства оформления предложения. Порядок слов – средство устной и письменной речи, а интонация и логическое ударение – только устной.

Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке нет конкретно установленного порядка членов предложения (что за чем должно идти), но произвольная расстановка может привести к нарушению логических связей между словами, что, в свою очередь, станет впоследствии причиной изменения смыслового содержания всего высказывания.

Примеры:

Он выбирал достойного себе преемника. (Он выбирал себе достойного преемника).

Студенты посещают спецкурс по истории театра профессора Иванова. (Студенты посещают спецкурс профессора Иванова по истории театра).

Человек приехал больной. (Больной человек приехал).

Основные функции порядка слов в предложении

  1. Служит для полной передачи смысла;
  2. Различает члены предложения;
  3. Придает эмоциональную окраску предложению при особом порядке слов;

Прямой порядок слов

  • В повествовательном предложении за подлежащим следует сказуемое: Мама приготовила вкусный ужин;
  • Согласованное определение находится перед определяемым словом: Мама приготовила вкусный ужин;
  • Несогласованное определение находится после определяемого слова: Она надела кофту в горошек;
  • Приглагольное дополнение находится после определяемого слова: Мама приготовила вкусный ужин;
  • Обстоятельства могут находиться в любой части предложения.

Обратный порядок слов (инверсия) используется для выделения определенных слов и повышения выразительности речи. Чаще всего инверсия встречается в поэтической речи, где она способствует созданию мелодичности.

Функции инверсии

  • Выделение наиболее важных для понимания членов предложения;
  • Усиление эмоциональной окраски речи;
  • Связка разных частей текста.

Интонация – это ритмомелодический строй речи. Интонация используется для выражения различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего.

Составными элементами интонации являются:

  1. Мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса;
  2. Ритм речи – чередование ударных и безударных, кратких и долгих слогов;
  3. Интенсивность речи – сила произнесения, связанная с усилением или ослаблением выдыхания;
  4. Темп речи – скорость протекания речи во времени, а также паузы между речевыми отрезками;
  5. Тембр речи – звуковая окраска, которая придает речи определенные эмоциональные оттенки (веселые, грустные, испуганные и др.).
  6. Логическое ударение – средство выделение в фразе слов, имеющих самое важное значение по смысловому содержанию.

Виды интонации

  • Повествовательная;
  • Вопросительная;
  • Восклицательная.
Текст: Екатерина Лохова, 6.5k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы